Зороастризм

Страница: 3/6

Нельзя не заметить, что такие строгие нравственные нормы успешно сочетались у персов с жесточайшими завоеваниями, в ходе которых они применяли обман и коварство, проливали кровь врагов. Дело в том, что, как это часто было в древности, нормы этики распространялись не на всех людей, а только на соплеменников верящих в Ахура-Мазду (единоверцев). Остальные, с точки зрения персов, за людей, видимо, не считались. Это можно проиллюстрировать на примере очень развитой древнеперсидской медицины. Иноплеменники и иноверцы могли свободно использоваться в качестве "подопытных кроликов". Если за "своего" врач отвечал головой, то за чужака он не нес ни малейшей ответственности. Каждый новый прием лечения должен был быть сначала дважды испытан на "неверящем в Мазду". Этика древних персов имела формальный, грубый характер, она не предполагала никаких промежуточных состояний между добром и злом. Даже религиозные чувства были рациональны, практичны, не сочетались ни с какой эстетикой и лирикой. Религия и закон для древнего перса были синонимами.

Очень важная черта учения зороастризма – положение о том, что земная и посмертная судьба человека зависит от его личной веры в Ахура-Мазду. Это тоже весьма нетипично для древних религий, где вероисповедание человека никогда не определяет его судьбу (лишь бы жил по-божески и не нарушал норм нравственности). В этом смысле, по мнению некоторых религиоведов, зороастризм приближается к типу современных мировых религий.

В поздней Авесте среди добрых богов появляется Митра (буквально верность, клятва). Этот бог встречался у древних ариев. Митра имеет тысячу ушей и глаз и пристально следит за тем, чтобы все поступали по правде и справедливости. Митра – податель света, гарант нравственности, олицетворение света и солнца. Митра – воин, герой, победивший страшного мифического быка. В паре с ним в эпосе фигурирует Анахита – богиня воды и плодородия, заставляющая пениться потоки и моря и дающая изобилие. По мнению многих исследователей, культ Анахиты был заимствован персами у семитических племен.

Культ Митры широко распространился в Древнем мире. Со времен царя Артаксеркса II (первая половина IV в. до н. э.) он был узаконен и затем подхвачен римлянами-завоевателями. Митра мог считаться богом-спасителем, его день отмечался 25 декабря (поворот солнца на лето), и это был праздник Рождества Митры (сравните с христианским Рождеством!). Сохранилось множество древневосточных и античных изображений этого популярного бога на рисунках, монетах, в статуэтках. Он изображается в виде человека, часто с головой льва. Любимый сюжет художников – Митра, убивающий быка.

Устройство мира и его происхождение в Авесте описано туманно. Творцом всего сущего обычно называют Ахура-Мазду, но, следуя логике этой религии, его следует считать создателем только тех вещей, которые принадлежат к царству добра. Люди, имеющие свободу выбора между добром и злом, в своей основе созданы Ахура-Маздой. Этот бог могущественен, но не безгранично, он вынужден делить свою власть над миром с Ангра-Майнью. Окончательная победа над дьяволом будет достигнута с участием людей и других "чистых сил", которые объявятся в будущем. По некоторым поздним авестийским рассказам, когда настанет конец света, произойдет Страшный суд. Появится некий Саошиант (букв. спаситель) – возможно это будет новое воплощение или сын Заратустры (см. ниже) и он родится от девы. Саошиант поможет Ахура-Мазде сокрушить Ангра-Майнью, а на земле воцарится вечное царство добра. Люди воскреснут в полной телесности (души умерших вновь соберут их по частям, взяв кости, волосы, кровь и другие останки из природы). Такие учения о конце света, Страшном суде и последующем вечном блаженстве называются эсхатологическими учениями. Они особенно характерны для христианства, иудаизма, ислама. В учении о Саошианте и конце света явно уловимо совпадение с христианством. Как это объяснить? Первое, что приходит в голову, – это заимствование. Вопрос состоит в том, кто у кого заимствовал эти идеи, так как время их возникновения почти совпадает. Христианские богословы замечают в этой связи, что учение Христа было как бы предугадано, предчувствовано человечеством. Некоторые прямые совпадения с учением христианства и сюжеты, напоминающие жизнь Христа, объясняются таким "предчувствием", "подготовкой" человечества к восприятию его учения во всей полноте.

В зороастризме разработано не только учение о конце света, но и о потустороннем мире, о рае и аде. Смерть не представлялась древним персам как уничтожение. Скорее она была испытанием, важнейшим событием для человека. Персы больше боялись зла, чем смерти, а потому момент смерти считался очень опасным с точки зрения возможности попасть в руки дьяволов. Персы верили, что душа умершего отделяется от тела и улетает в легкий воздушный эфир, где возвышается сияющий "мост ветров". Затем на вершине высокой горы бог Митра с другими богами судит новопришедшего. На весах точнейшим образом взвешиваются его добрые и злые дела. В этот момент умершему могут помочь родные и друзья, присоединяя вес своих добрых дел к той чаше весов, на которой находятся добрые дела умершего. Затем душа будет переходить через узкий мост, и если человек не заслужил рая, она упадет в пропасть ада, а если заслужил, то вскоре окажется в благоуханном краю. Прекрасная девушка введет душу в рай, и душа останется здесь, но еще не окончательно! Впереди всем умершим предстоит Страшный суд и Воскресение из мертвых (после прихода Мессии-Спасителя). Грешники же будут полностью уничтожены в конце света вместе с Ангра-Майнью.

Реферат опубликован: 2/05/2007