Страница: 6/7
Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорентийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных людей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончились в в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, когда он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами Русская земля Вновь обрела церковное и госсударственное единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон 1652-1658.
При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Православия не Руси началось испавление церковных книг по греческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы( эти клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведений Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование.
Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в истории скрылись те,кто хотел потрясений в Русской Православной Церкви и ослабления Русского царства.
XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были учреждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новокрещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два века живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована Автокефалия.
И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так называемое просвещенное общество, в основном дворянское, все дальше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как чтото отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.
Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле, звучала в православных храмах,спустя 150 лет, в годы великой отечественной войны.
Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего религиозного чувства и духа, охватывали души сотен тысяч православных людей. Но Русская Церковь как единое целое по-прежнему не имела возможности и свободы соборного голоса и не могла авторитетно высказать своего руководящего слова. Высочайший духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава которого, как молитвенника и чудотворца , проникла даже за пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились помощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от святых в прошлую войну с Японией ? Потомучто что множество Русского народа разрушили союз с небом.
В конце XIX - начале XX века широкую издательскую деятельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру следовали другие издательства.
Общеправославными усилиями в России возрадилась и укрепилась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества своим оживлением обязанна была митрополиту Антонию. Его единомышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митрополит Антоний (Храповицкий). В середине царствования Николая II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить доклад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве для этого Всеросийского Церковного Собора.
Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизн, на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору своего тысячелетнего существования.
Реферат опубликован: 28/09/2006