Страница: 3/6
В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а монетам - милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям, четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно, четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).
Книга перемен:
Древнекитайская «Книга перемен», в устной форме зародившаяся около 5 300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2 000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост. Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой (падает решкой вверх - да, орлом - нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов) из трех линий; каждая комбинация получила свое название: «Небо», «Земля», «Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная («янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») - воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения «янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий, твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в «янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение - небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена воспринимающим началом - тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм «Вода» может также обозначать озеро или болото, море или океан, «Гора» - высоту или вершину. «Гром» - борьбу, душевное смятение.
Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означать также ветер, который проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают в землю.
Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагали опасность, «Гора» - неподвижность, и т.д.
Входили туда и понятия родства. «Небо» имело значение отца, «Земля» - матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.
Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей» или «Луна над Громом».
Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.
Со временем «Книга перемен» превратилась в Книгу мудрости. Великий китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными интерпретациями гексаграмм.
Реферат опубликован: 8/12/2006