Страница: 8/11
Эту инстанцию Андреев условно называет Лигой Преобразования сущности государства. Ее задачи: последовательное осуществление всеохватывающих реформ, воспитание человека облагороженного образа, замена принуждения добровольностью, окриков внешнего закона голосом глубокой совести, - должны подготовить почву для создания Федерации государств.
Путь ко всемирному объединению в этом случае ляжет через лестницу различных ступеней международной солидарности, через объединение и слияние региональных содружеств; последней ступенью такой лестницы станет всемирный референдум.
Для осуществления такого этического надгосударственного строя Д.Андреев видит необходимым создание учения, в высшей степени мирообъемлющего - и нравственного, и политического, и философского, и религиозного.
То обстоятельство, что последнее крупное религиозное движение в человечестве - протестантская Реформация - имело место 400 лет назад, а последняя религия мирового значения, ислам, насчитывает уже 13 веков своего существования, выдвигается иногда как аргумент в пользу мнения, что религиозная эра в человечестве завершилась.
Но трудно было бы ожидать, чтобы, осуществляя такой стремительный прогресс - научный, технический и социальный -, создавая такие культурные ценности, как литература, музыка, философия, искусство и наука последних веков, человечество нашло бы в себе силы одновременно творить еще и универсальные религиозные системы.
Однако, рубеж ХХ века как раз и явился той опорой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя не более духовных представителей человеческого рода, а как раз наоборот. Образовался гигантский вакуум духовности, и гипертрофированная наука бессильна его заполнить. Можно сказать, что запасы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть, по мнению Андреева, лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия.
Сможет ли религия - не старинные ее формы, а та религия итога, о которой говорит Андреев, предотвратить наиболее грозные из нависших над человечеством опасностей: всемирные войны и всемирную тиранию ?
Распространено мнение, будто религия реакционна. Но говорить о реакционности религии безотносительно к ее формам - то же,что доказывать реакционность искусства вообще или философии вообще. Реакционных форм религии можно встретить сколько угодно, но это не имеет отношения к той рождающейся религии итога, которой посвящена данная книга. Ибо в нашем столетии не было и нет более прогрессивных целей, более прогрессивных методов, чем те, что связаны воедино с этой религией.
В чем видит Андреев отличительные черты этой интеррелигии, которую он называет Розой Мира, от других религий?
Это не замкнутая религиозная конфессия, не международное религиозное общество, вроде теософического или массонского. Это интеррелигия в том смысле, что ее следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности.
Второе отличие - универсальность устремлений Розы Мира и их историческая конкретность.Задачу социального преобразования человечества не ставила перед собой ни одна религия.Но времена изменились, появились материальные средства; и заслуга всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего мира человека.
Старые религии не могли добиться существенного уменьшения социального зла, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В 18 веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была,наконец,
Реферат опубликован: 9/06/2007