Страница: 12/12
"Бог есть отец богов и отец отцов всех божеств; Он заставил Свой голос звучать - и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов. Он есть великий Мастер, изначальный Гончар, который сотворил людей и богов руками Своими, и Он изваял людей и богов на гончарном круге".
"Небеса покоятся на голове Его, и земля служит опорой Его ногам, небо скрывает дух Его, земля скрывает образ Его, и подземный мир заключает в себе тайну Его. Его тело - как воздух, небо покоится на голове Его, и новое русло [Нила] содержит образ Его".
"Бог милостив к тем, кто Его почитает, и слышит того, кто призывает Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. Он - судья между сильным и слабым. Он знает того, кто знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает того, кто следует за Ним". [11]
Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца". "Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода. [9, 15]
Переворот Эхнатона значительно повлиял на основы христианской религии что было, так или иначе отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого « переворота » (не случись на Санторине взрыв), наш сегодняшний мир был бы существенно иным .
4. Список литературы.
1. Дьяконов И. М. « Архаические мифы Востока и Запада »
2. Матье М. Э. « Древнеегипетские мифы », 56 г.
3. Дьяконов И.М. « История древнего Востока », 1983 г., ст. 146.
4. Бонгард - Левин Г. М. « Древние цивилизации », 1989 г., ст. 38, 45
5. Рак И.В. « Мифы Древнего Египта »
6. « Мерно шагая в бессмертие », GEO № 2, февраль 1999 г
7. « Таинственный мир сынов Ра », Курьер ЮНЕСКО № 10, октябрь 1988 г
8. « Загадка культа Атона », Наука и религия № 3, март 1990 г
9. « Египет и Русь солнечная связь », Наука и религия № 6, июнь 1989 г
10. Кузнецов С. В. « Религия Древнего Египта »
11. Уоллис Бадж « Египетская религия »
12. Коростовцев М. А. « Религия Древнего Египта »
13. Пьер Монте « Египет Рамсесов », Смоленск, 2000 год
14. Манфред Луркер « ЕГИПЕТСКИЙ СИМВОЛИЗМ »
15. Египетская "Книга мертвых" "Книга Амдуат" (в изложении Е. Лазарева)
Реферат опубликован: 7/07/2006