Страница: 4/9
Хотя Закавказский край посетили несколько святых апостолов и почти все они имели немаловажные успехи, однако ж, нельзя сказать, чтобы христианство утвердилось в этом крае еще с того времени и было принято беспрекословно. Нет, и здесь, как в других странах мира, оно встретило себе вначале множество препятствий: со стороны всех жителей-язычников, слепо преданных вере отцов, со стороны жрецов языческих, которым угрожало многими лишениями, со стороны царей и правителей, издавна привыкших показывать себя покровителями и защитниками религии народной. И здесь долго терпело оно, особенно в Армении, ожесточенные гонения, и если не совершенно было искоренено в некоторых местах, зато оставалось в самом жалком виде. Не прежде как с начала четвертого века настал здесь для христианства новый, лучший период, когда святая вера, будучи принята и покровительствуема самими владыками Армении и Иверии, соделалась более или менее господствующею между всеми подвластными им народами.
Главными действователями при насаждении Церкви Христовой в Великой Армении, по воле Промысла, были царь армянский Тиридат, которого признательные соотечественники почтили именем Великого, и святой Григорий, бывший потом первым архипастырем Армянской Церкви, известный под именем Просветителя своего отечества. [5,140 с.]
Святой Григорий, просветитель Великой Армении, происходил от знатных и благородных родителей, родился в 257 г. по Р.Хр. в Вагаршапате. Отец его, по имени Анак, из племени парфян, был родственником персидского царя Артабана и брата его армянского царя Курсара. В то время, когда из-за войны в самой Парфии, один из родственников Анака успел укрыть двух, находившихся ещё в пелёнках сыновей Анаковых – святого Григория и брата его, и, скрыв у себя, воспитывал их. Между тем в Армении случился большой мятеж; услышав об этом, персидский царь Артасир пришёл со своим войском в Армению, покорил Армянское царство и подчинил его своей власти. После же царя армянского Курсара остался малолетний ребёнок, по имени Тиридат, которого Артасир пощадил и отослал в Римскую страну, где он, придя в возраст и, сделавшись весьма сильным, стал воином. А спасшиеся от убиения малолетние сыновья Анака были взяты один в Персию, а другой, названный Григорием, - о котором и предлижит речь, был отправлен в Римскую Империю, где воспитывался Софией – христианкой. Придя в возраст, проживал он в Кесарии Каппадокийской, научился здесь вере в Господа нашего Иисуса Христа, и пребывал добрым и верным рабом Господним. В девятнадцать лет он вступил там в супружество с Марией, также христианкой и родил двух сыновей, Вартанеса и Аристакеса, которых со дня рождения посвятил на служение Господу. По достижению зрелого возраста, Вартанес удостоился пресвитерского сана, а Аристакес стал пустынножителем.
Вскоре после рождения сыновей умерла жена Григория, и с сего времени блаженный Григорий стал ещё усерднее служить Богу, ходя непорочно во всех заповедях и наставлениях Господних. В то время Тиридат, находясь на службе в римском войске, получил некоторую почётную должность, так как происходил из царского рода. Услышав о Тиридате, святой Григорий пришёл к нему, как бы совершенно не зная того, что отец его Анак убил Курсара – отца Тиридата. Храня тайну об убийстве Курсара, он стал верным слугой Тиридата, искупая и возмещая своей верной службой сыну Курсара грех своего отца. Видя усердную службу Григория, Тиридат возлюбил его; но потом, когда узнал о том, что Григорий – христианин, разгневался на него и поносил его. Григорий же, пренебрегая несправедливым гневом своего господина, продолжал сохранять непорочную веру во Христа Бога.
В то время случилась война Рима с готами. На поле боя готский князь Рчей стал вызывать римского императора Диоклитиана на единоборство. Последний, побоявшись выходить сам на вызов, стал искать вместо себя такого война, который смог бы вступить в борьбу с готским князем. Такого война царь нашёл в лице храброго Тиридата, которого он облёк в царские доспехи. Тиридат, выдав себя за царя, победил готского князя. За этот подвиг римский царь возвёл Тиридата на престол отца его в 286 г. по Р.Хр., сделал его царём Армении и заключил для него мир между Армянами и Персами.
Принося часто жертвы идолам в храме Дианы или Анагиды, Тиридат уговаривал святого Григория также принести жертву. Григорий отказался и исповедал, что ни на небе, ни на земле нет Бога, кроме Христа. Услыхав эти слова. Тиридат приказал тяжко мучить Григория. Проходя череду мучений, терпя их, святой прославлял имя Господа Иисуса. [8,653-662 с.]
Реферат опубликован: 29/01/2009