Новый завет

Страница: 5/11

Апокалиптическая перспектива мира раскрывается перед нами так же в седмеричных образах, последовательно, сменяющих друг друга на протяжении повествования «Откровения». После видения ап. Иоанном Небесной Литургии (глл. 4-5), во время которой Агнцу вручается «книга, написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями» (Откр. 5; 1, ср. Мф. 28; 18) - символ сотворенного Богом космоса и тайн человеческих судеб (свиток-книга), а так же нерушимых Божиих постановлений и законов, на которых основывается мироздание (7 печатей - 7 дней творения). Сыну Божию - победителю в борьбе с дьяволом и искупителю человечества - вверяются судьбы мира. «"Снять" эти "печати" - значит изменить мир так, что прежние определения Божии о нем перестанут действовать, т.е. преобразить его»[14]. С момента Боговоплощения мир подошел к тому эсхатологическому рубежу, когда естественные законы превозмогаются силой Божией. Космос проходит через горнило преображающего и очищающего апокалиптического огня, чтобы предстать пред Господом в качественно ином виде - просветленном и обоженном (см. Откр. 21-22).

Непосредственно после снятия последней печати (Откр. 8) св. Иоанну Богослову открываются события, происходящие в связи с трубными гласами семи Ангелов. Затем после обширного отступления (борьба сатаны и антихриста с верными, возглавляемыми Христом) св. апостол вновь обращается к седмиричным образам: он описывает излияние «семью Ангелами» «семи чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16; 1). Одна из главных экзегетических проблем «Откровения» состоит в отношении к этим трем последовательным седмерицам. Представляют ли они описание одних и тех же событий, «воспринимающихся различно с разных духовных точек зрения»[15], соответствующих разным степеням духовного восхождения тайновидца или же «между ними существует более сложное и таинственное соотношение, их между собою одновременно сближающее, но и разнящее»[16]? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, т.к. само повествование предрасполагает к различным толкованиям, и тайнозритель не дает окончательного и бесспорного ключа к раскрытию образов «Апокалипсиса». Но, во всяком случае, необходимо избегать крайних точек зрения, когда последовательно сменяющиеся апокалиптические картины толкуются или в качестве «аллегорического тождесловия . повторения однажды уже сказанного общего содержания»[17], или как конкретные исторические картины, до времени зашифрованные. Типологический подход отчасти разрешает это противоречие. Видение за «печатями», «трубами» и «чашами» пророчеств, характеризующих общее течение истории, не исключает и возможности их конкретного исторического воплощения. Более того, мы не должны размывать пророчества ап. Иоанна до общих бессильных фраз «духовным толкованием», т.к. во все послеапостольские времена пришествие «человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фессал. 2; 3-4) и кончина мира связывались именно с образами «Откровения»[18] и параллели им можно найти на протяжении всего Нового Завета. Во втором послании ап. Павла Фессалоникийцам мы встречаем то учение о грядущем отступлении, которое излагает и ап. Иоанн:

И тогда откроется беззаконник, которого Господь

Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет

со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

и со всяким неправедным обольщением погибающих за

то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так

что они будут верить лжи,

да будут осуждены все, не веровавшие истине, но

возлюбившие неправду.

(2 Фессал. 2; 8-12)

В соответствии с приведенной ниже таблицей, параллели «Откровению» можно найти и в других библейских книгах.

Сопоставление «семи печатей» Откр. с «малым Евангельским Апокалипсисом»[19].

Табл. 1.

Мф. 24; 6, 7, 9а , 29

Мр. 13; 7-9а, 24-25

Лк. 21; 9-12а, 25-26

Откр. 6; 2-17. 7; 1.

Войны,

Войны,

Войны,

Печать, война,

международные распри,

международные распри,

международные распри,

международные распри,

голод,

землетрясения,

землетрясения,

голод

землетрясения,

голод,

голод,

моровая язва (смерть и ад),

преследования за веру,

преследования за веру,

болезни,

гонения,

омрачение солнца и луны, падение звезд, колебание сил небесных.

омрачение солнца и луны, падение звезд, колебание сил небесных.

гонения,

землетрясения, падение солнца, кровавость звезд; люди, призывающие скалы пасть на них, колебание сил небесных, четыре губительных ветра.

знамения в солнце, луне и звездах; люди, издыхающие от страха от грядущих бед, колебание сил небесных.

Реферат опубликован: 17/11/2009