Страница: 4/5
Благодаря им, благодаря человеческому опыту община на всем его протяжении, человек обретает способность стать более гуманным, более праведным, живо откликаться и на нужды тех, кто стоит вне общины, на нужды всего общества, особое внимание в котором должно быть обращено на бедных. Это как бы камень, который падает в пруд и от которого во все стороны разбегаются концентрические круги. Однако от исходной точки отказаться невозможно. А эта исходная точка - те, кого Христос ставит рядом с нами, ставит вблизи нас: наши братья по вере.
Для морализма исходная точка - это собственное суждение или намерение субъекта.
5. Община - сосредоточие веры в мире.
Как я уже сказал, христианская община, будучи сосредоточением веры, существует внутри общественного организма: она существует в мире, является частью данного мира и общества, и живет всеми их проблемами.
Она делает все либо непосредственно, действуя как единое целое, либо воспитывая своих членов так, чтобы каждый из них мог с полной ответственностью действовать лично.
Поэтому знамением живой христианской общины является либо ее непосредственное участие в решении всех общественных проблем, либо личное участие в нем каждого из ее членов, в сознании веры во Христа и своей принадлежности к Церкви.
Здесь следует подчеркнуть два основополагающих момента.
Прежде всего - это то, что решение любой проблемы является ложным и иллюзорным, если оно отмечено пренебрежением к ценностям, исповедуемым церковной общиной, ценностям, которыми она живет: церковному представлению о человеке и о смысле истории.
Во-вторых, сознание принадлежности к общине, сознание нашего единства, нашей общности - это сознание, определяющее поведение христианина даже тогда, когда он сталкивается с мелкими и крупными общественными проблемами в одиночку. Община - это идеальная точка отсчета, просвещающая сознание христианина, стремящегося разрешить встающие перед ним проблемы или действующего совместно с другими людьми доброй воли.
Противоположность этому пятому основополагающему моменту двойственна.
С одной стороны, это представление о христианской жизни как о чем-то замкнутом, что не оказывает влияния на общественную жизнь, то есть безотносительно к тому окружению, в котором живет человек.
С другой стороны можно свести влияние веры и Церкви на личные поступки человека в социально-политической сфере к внутреннему импульсу, к простому вдохновению, как если бы опыт церковной жизни вызвал бы у человека интерес к социальным проблемам и помогал бы ему этически осмысливать их, но не давал бы ему возможности оказывать конкретное влияние на их решение.
Сегодня это очень важно. Например можно услышать: “Благодаря Евангелию я обращаю внимание на бедных”, и это, безусловно, так. Но если этим дело и заканчивается, значит, Евангелие ограничивается лишь этической, моралистической стороной проблемы. Однако Евангелие формирует также суждение и поведение тех, кто сталкивается с проблемой бедности.
В некоем городе проводилась конференция на тему: “Христианин и марксист”. Кто есть истинный христианин? Тот, кто хочет добиться справедливости для бедных. Кто есть марксист? Тот, кто хочет добиться справедливости для бедных. Следовательно, современный христианин должен быть марксистом. Таков был ход рассуждений, весьма распространенный в последние годы. Одна старушка, присутствовавшая на конференции подняла руку и робко спросила: ”Но тогда в чем же их различие?” Выступавший, на мгновение растерявшись, ответил: ”Христианин видит в бедных Христа, а марксист нет”.
Над этим эпизодом следует серьезно призадуматься. Если Христос не определяет наш подход к жизненным проблемам, значит, Он - плод нашей фантазии. Поэтому дуализм, согласно которому человек с одной стороны, является верующим- христианином, а с другой стороны - гражданином или политическим деятелем, - это, по моему мнению, одно из серьезнейших заблуждений современности. Многие люди, принявшие крещение, живут двойной жизнью: они “христиане” в определенные моменты жизни, когда речь идет об исполнении предписанных обрядов, а в остальное время вера их остается в лучшем случае расплывчатым этическим устремлением. Во всех других жизненных обстоятельствах христианин - “такой же человек, как другие”.
Реферат опубликован: 6/04/2010