Страница: 1/2
Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря (католики), 7 января (православные) христиане и относят его к числу главных, самых важных праздников. На Руси его стали отмечать в X веке практически одновременно с проникновением сюда христианства.
Естественно, что по времени он практически слился с зимним древнеславянским праздником, святками, которые праздновались с конца декабря и всю первую неделю января. Постепенно с утверждением Христианства на Руси святочные дни обрели твердые даты. Они начинались 25 декабря (день рождения Христа) и заканчивались в январе (день его крещения).
У древних славян святки были одним из главных праздников. Начинались они с магического очищения от нечистой силы, скверны. Для этого вымывалось жилище, окроплялся водой скот, люди мылись сами. Накрывался богатый праздничный стол, уставленный всевозможными яствами, украшениями из теста и колосьев.
Перед началом праздничной трапезы глава дома брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг жилища. После этого он через окно или дверь выбрасывал на улицу несколько ложек кутьи, угощая духов.
Конечно, в настоящее время от этих традиций практически ничего не осталось. Но праздничный стол у нас всегда максимально заставляется угощеньями.
Мы говорили, что на Руси праздник Рождения Христа стал отмечаться практически одновременно с приходом Христианства, но еще очень долго он находился как бы в тени святок, постепенно получив с ними равные права, а затем и вытеснив их почти полностью.
В двух Евангелиях – от Марка и от Иоанна – о появлении на свет Сына Божьего ничего не упоминается. А Матфей и Лука рассказывают об этом событии, но по-разному.
В Евангелии от Луки говорится, что родители Христа, Иосиф и Мария, жили в городе Назарете, там Марии явился архангел Гавриил, и предсказал ей зачатие и рождение необыкновенного сына Иисуса.
Незадолго до наступления родов Иосифу и Марии необходимо было направиться на Родину своих предков в город Вифлеем для регистрации по случаю проводимой всеобщей переписи населения.
Не найдя места для ночлега, они решили переночевать за городом в пещере, служившей загоном для скота. Здесь и родился Иисус Христос. Его появление на свет было отмечено чудесным знамением. С неба ангелы сообщили о рождении Сына Божия, находившимся неподалеку пастухам. В это же время в воздухе прозвучал гимн "Слава в вышних Богу".
Совсем иначе эти события описываются в Евангелии от Матфея. Здесь уже старый плотник Иосиф узнает, что его молодая жена – девственница Мария – забеременела, он решает ее тайно отпустить, но во сне к нему является ангел и объясняет, что Мария не виновна, она зачала от Духа Святого, и родит Сына Божьего, которому предначертано стать спасителем мира.
Согласно Матфею, Иисус родился в городе Вифлееме, где постоянно жили его родители. При его рождении в небе появилась чудесная звезда, которую увидели волхвы, и пришли к новорожденному с дарами.
От волхвов об этом событии узнали население Иерусалима и царь Ирод. Боясь, что Иисус станет претендовать на трон, Ирод приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, что и было сделано, – 14 тысяч младенцев были умерщвлены.
Христос же остался жив благодаря тому, что заранее предупредил родителей о готовящейся расправе, и семье удалось бежать в Египет, где они и поселились, после смерти Ирода они вернулись на Родину, но, опасаясь преследований, поселились в городе Назарете.
Сами по себе различия в описаниях рождения и других событий не могут служить основанием считать такое событие не имевшим место. Как известно, о событии (особенно давнем) несколько людей не могут рассказать совершенно одинаково. Кто-то считает важными одни детали, другой – другие.
Реферат опубликован: 15/04/2007