Страница: 2/6
1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.
2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.
3. Церковь есть невидимое сообщество святых.
1. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских.
2. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только два таинства - Крещение и Евхаристия.
3. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших.
4. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты, аскетические подвиги, монашество.
Сам Лютер, бывший прежде монахом, сложил с себя монашеские обеты и женился на девице, которая также до этого была монахиней. Лютер так поступил не потому, что был человеком, обуреваемым плотскими страстями, он был скорее холоден и равнодушен к телесной стороне человеческой жизни. Он сделал это из принципиальных соображений. Он хотел своим примером показать, что монашеские обеты и само монашество есть ничто. Он не был счастлив в семейной жизни, но хотел явить образец того, как следует поступать, чтобы слово не расходилось с делом.
Богослужение у лютеран предельно упрощено и состоит из чтения определенных молитв, проповеди, пения под орган. Совершается оно только по воскресениям и по великим праздникам - таким, как Пасха и Рождество. Что такое будничная служба лютеране вообще не знают. Служба бывает или Евхаристическая (одно - два воскресения в месяц) или без Евхаристии. Пастор начинает службу, затем поют два - три ветхозаветных псалма. Псалмы чередуются с пением собственно лютеранских песнопений. У них есть специальные книги песнопений, в которых содержатся разного рода гимны 16-20 веков и которые периодически редактируются и пополняются (состав этих книг различен в разных лютеранских церквах даже в пределах одного государства). Поют обычно все присутствующие. Пение перемежается молитвами, которые читает пастор. Далее следуют чтения из Писания. Главной часть богослужения является проповедь, которая обычно весьма пространна [3]. Именно проповедь, а не Евхаристия являет собой реальный центр даже евхаристического богослужения. Если это евхаристическое богослужение то за проповедью следует нечто, что можно назвать остатками древнего евхаристического канона. Сначала - род общей исповеди, которую пастор зачитывает от лица всей общины. Затем - некоторые конституирующие моменты евхаристического канона: там есть установительные слова Христа Спасителя, просьба об освящении Даров. Это продолжается около пятнадцати минут. Далее следует то что они считают Евхаристией, то есть приобщение от общего хлеба и чаши. Как правило это происходит так: все становятся вокруг пастора, и он дает чашу в руку одному, тот отпивает, потом подходит к другому, и так далее. Таким же образом носят тарелочки с кусочками пресного хлеба. Одна из характерных черт протестантизма - отсутствие келейной молитвы. У протестантов нет домашнего индивидуального правила. Конечно, в трудные минуты жизни человек может обратиться к Богу, но какое-либо молитвенное делание, - то, что мы понимаем под молитвенным возрастанием души, - у протестантов совершенно отсутствует. В протестантских молитвенниках нет молитв, которые человеку полагалось бы совершать дома утром и вечером.
У них считается достаточным молиться вместе на богослужении в воскресный день. Это очень обедняет духовную жизнь всех протестантов без исключения. Почти отсутствует у них молитва перед едой (кроме торжественных случаев) и перед началом дела.
По данным на 1987 год лютеран более 80 миллионов. Большинство из них входят в так называемую Всемирную Лютеранскую Федерацию. Это даже в их смысле не церковь, а лишь объединение с целью координации. Традиционные центры лютеранства - это прежде всего Германия, Скандинавские страны, Исландия. Около 40 миллионов лютеран живут в США, есть лютеране в Колумбии и в некоторых странах Африки. На территории бывшей Российской Империи исторически лютеранские страны - Эстония и Латвия.
Реферат опубликован: 6/01/2008