Страница: 2/4
Особого разговора (а возможно, и отдельного исследования) требует русский вариант решения вопроса о соотношении психотерапии и религии.
В начале ХХ века,— время, бывшее «настоящим расцветом богословия» (А. Мень),— интересующий нас вопрос обсуждался философами и богословами. В дискуссиях участвовали С. Булгаков и Н. Бердяев, С. Франк и В. Несмелов, П.Флоренский и Н. Лосский, А. Лосев и В. Розанов. По разному они приходят к общей мысли о помощи религии в осознании жизненных целей, поиске смысла жизни, решении предельных вопросов человеческого бытия.
1917 год положил конец всем духовным поискам и исследованию вопроса о функциях религии. До конца 80-х годов этот вопрос не был актуальным, во-первых, из-за «тотального атеизма», во-вторых, из-за последовавшего после «искоренения» фрейдизма в конце 20-х годов негласного запрета на практическую психологию.
Однако в последние два десятилетия, споры, характерные для Запада в начале ХХ века, перенеслись в наше научное сообщество. На сегодняшний день выделяются три основные позиции по вопросу соотношения психологии и религии:
· отрицание самой возможности контакта психологии и религии (из психологов эту точку зрения отстаивает М.Розин, из богословов — В. Ларичев);
· признание психотерапевтических возможностей религии в помощи человеку, при решении кризисных ситуаций и стремлении изучить религиозные воздействия с психотехнической точки зрения;
· стремление соединить психологию и религию, доходящее до провозглашения веры профессиональным требованием к психотерапевту (Б. Братусь).
Такова краткая история вопроса о соотношении психологии и религии. Если же систематизировать различные представления ученых о психотерапевтических функциях религии, то, на наш взгляд, возможно выделить три основные функции: ориентировочная, направляющая и смыслообразующая. Охарактеризуем каждую из них.
Ориентировочная функция, понимается как наличие определенных понятийных и нравственных координат, которые позволяют человеку ориентироваться в мире (в понимании себя, других людей, событий жизни, принятии решений). Сюда можно отнести то, что различные исследователи характеризуют следующим образом:
· освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире (З. Фрейд, Н. О. Лосский, В.Несмелов, А. Введенский);
· формирование позитивного отношения к себе (Э.Фромм, В. Джеймс, Н. О. Лосский, В. Несмелов, М.Тареев);
· создание системы ориентиров в мире (Э. Фромм, С. Булгаков, В. Розанов, Б. Братусь);
· построение временных ориентиров (З. Фрейд, С. Булгаков).
Направляющая и побуждающая функции, заключаются в определении направленности деятельности и поведении человека, избирательном направлении его активности. Именно к этой функции мы относим встречающиеся в текстах философов:
· принятие себя (С. Булгаков, Н. О. Лосский, А. Лосев, В.Розанов, В. Несмелов, М. Тареев, А. Мень, С. Хоружий);
· принятие обязанностей (В. Несмелов);
· ответственность за совершаемые выборы (В. Розанов, С.Хоружий).
Смыслообразующая функция (как известно, именно смыслы лежат в основе создания личной системы ценностей), заключается в придании определенным идеям и деятельности того или иного личностного смысла (значимости для себя). Как известно (С. Л. Леонтьев, В. В. Налимов, С.Л. Рубинштейн), именно через эту функцию совершается результирующий синтез первых двух и появляются возможности того или иного варианта развития, построения жизненного пути. Смыслообразующую функцию мы усматриваем в следующем:
· преодоление, через обретение смысла, жизненных трудностей (В. Джеймс, Е. Трубецкой);
· решение вопросов о смысле жизни (Э.Фромм, Н.О.Лосский, В. Несмелов, С. Франк), в том числе собственного развития осуществления и поиска (В. Несмелов, Е. Трубецкой);
· формирование отношения к смерти (З.Фрейд, В. Несмелов, П. Калиновский);
· построение и осуществление личного духовного пути (В.Несмелов, Е. Трубецкой, С. Хоружий);
Реферат опубликован: 30/11/2009