Страница: 2/4
Никон мечтал, однако, не только о возвышении священства, но и об объединении всего православного мира, т.е. о реалзации вселенской миссии Москвы. Такое оъединение, по мысли патриарха, должно было осуществиться под скипетром русского царя, но не
1 Там же, с. 126.
2 Там же, с. 134.
3 Флоровский Г., Пути русского богословия. Киев. 1991. с. 66.
могло рассматриваться только, как задача светской власти. Предпосылкой создания вселенского царства, Никон считал соласие всех православных Церквей. Этому согласию препятствовали, по мнению московского патриарха, многочисленные местные особенности богослужения, отличавшие русскую Церковь от других патриархов. За два столетия самостоятельности московской Церкви, накопилось не мало различий в обрядах и разночтений в богослужебных книгах. Так, в великорусских храмах возглас «Аллилуйя!», (хвала Господу), произносился дважды, в греческих – трижды; в московских церквях крестили погружением в купель, в то время, как других православных землях установился обычай крестить обливанием и окроплением; при совершении крестного замения великороссы складывали вместе два перста, а православие на Балканах крестилось «щепотью», т.е. тремя пальцами. В русских книгах имя «Иисус», писалось с одной буквой «И»; существовали и другие различия в текстах молитв, обрядах. И если ревнители московской старины считали эти различия свидетельством «порчи» греческого православия, но Никон заподозрил, что отступление от правильных обрядов произошло как раз в Русском государстве, и весьма энергично приступил к исправлению книг и введению греческих богослужебных обычаев. Уже в 1653 году, патриарх разослал по епархиям и храмам «Память», в которой прямо подписывалось ввести обрядовые новшества; (новшествовами они были, разумеется, только для московских подданых).
Изменения в привычных обрядах казались многим священникам и мирянам отступлением от истинной веры; распоряжения патриарха сразу же вызвали неприятие, сложилась церковная оппозиция Никону. Постепенно выдвинулись авторитетные вожди этой оппозиции, в основном из числа священников: Аввакум Петров, Никита Добрынин, Логгин, Иван Неронов, епископ Павел Коломенский, диакон Федор и др
Старообрядцы, (так стали называть противников Никоновой реформы), полагали, что отказ от установившейся обрядовой практики равносилен перемене веры; столь же большое значение второстепенным особенностям богослужения придавал и патриарх. Никон не прислушивался к суждению константинопольского патриарха Паисия, который, отвечая на запрос из Москвы, напоминал: «Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование (порядок произнесения молитв), несколько отличающееся в вещах не столь существенных . если только в главном важном сохраняется согласие с католической Церковью».1 Паисий подчеркивал, что разнообразие внешних богослужебных порядков не только допустимо, но и исторически неизбежно.
Никон, однако, предпочитал руководствоваться собственными представлениями о значении обрядов и охотно следовал советам тех греков, которым импонировало стремление московского патриарха слепо копировать все мелочи константинопольского церковного обихода, при исправлении книг Никоновы сотрудники почти всегда отдавали предпочтение не славянским, а греческим текстам.
Не только свойственное и патриарху, и его противникам смешение обряда и догмата, второстепенного и существенного, (т.е. обрядоверие), но и подчеркнутое грекофильство обострило конфликт в Церкви и обществе. Превознесение всего греческого было для патриарха и политическим приемом, и способом подготовить соотечественников к вселенской миссии, и средством для завоевания симпатий балканского и малороссийского духовенства.
Таким образом, нетерпимость приверженцев реформы и ее противников, нежелание Никона считаться с патриотическими чувствами своих соотечественников и их предубеждением против всего иноземного; обрядоверие и богословское невежество, проявленные обеими сторонами; склонность патриарха к крутым действиям
1 Цит. по Флоровский Г., Пути русского богословия. Киев. 1991, с. 64.
(«оборвать», «обругать», проклясть», «избить неугодного человека» - таковы были обычные приемы его властного пастырства);1 искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти остоятельства придали придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о «троеперстии» перерос в церковный раскол.
Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667 годов предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Таким образом, старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной Церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого Собора 1551 года, весьма почитаемые ревнители московской старины. Формальными причинами раскола стали обрядовые разногласия, споры о богослужебных текстах и не соблюдении старообрядцами церковного послушания, дисциплины, обязывающей священников и мирян исполнять соборные решения и повиноваться архиереям. Более глубоких, чисто религиозных оснований для разрыва не было; взаимные обвинения в ереси были явно не справедливы, т.к. Никонова реформа не затрагивала основ веры, а старообрядцы впервые два десятилетия своей полемики с официальной Церковью твердо стояли на почве православия, (лишь позднее в некоторых общинах старообрядцев были сформулированы учения, к которым можно применить слово «ересь»). Вряд ли уместно считать причиной раскола личную вражду Никона и Аввакума. Неприязнь, разделившая патриарха и вождей старообрядцев, была идейниго, а не личного свойства, хотя основные участники тогдашней бурной политики хорошо знали друг друга.
Реферат опубликован: 23/01/2008