Религии Индии

Страница: 5/6

МАХАВИРЫ Джинны (Великого героя), жившего в 6 веке до н.э. и считающегося в джайнизме последним из 24 ТИРТХАНКРОВ – Нашедших Брод, то есть сумевших вырваться из бесконечного круга перевоплощений, освободиться от кармы. Вкратце история его деяний такова:

До того как стать великим учителем, Махавира прожил 26 земных жизней. Через двадцать веков его зачала жена древнего брамина, но Индра на 84 день перенёс плод во чрево Тришали, супруги царя края Видехи (в другом варианте – жены военачальника). Уже в детстве он (под данным родителями именем Вардамана) совершил несколько подвигов, в частности, укрощение взбесившегося слона, и посетил небеса. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, он пожелал стать аскетом и на этом поприще преуспел настолько, что сам Индра явился высказать ему восхищение. В течение 12 лет Вардамана терпеливо переносил все выпавшее на его долю испытания и умерщвлял плоть двенадцатью способами, странствуя и безуспешно пытаясь найти истину у монахов и жрецов различных вероисповеданий.

В начале тринадцатого года, после длительного поста и медитаций он достиг осенения, познав мысли богов, людей и демонов. Первыми его учениками стали купцы и воины. В течение 30 лет под именем Махавиры, он нёс людям истину, организовав множество общин сторонников истинного учения, сообщавшего, как человек, независимо от происхождения, может через аскезу и медитации освободиться от бесконечного цикла перевоплощений, а значит – от страданий. В возрасте 72 лет он провозгласил 66 тезисов и ответил на 36 вопросов, касавшихся сути его вероучения. Его речи слушали собравшиеся из всех краёв люди из различных слоёв общества – от нищих до царей. Перед рассветом седьмого дня поучений слушатели уснули, а Махивара ушёл в нирвану.

ТИРТАНКАРЫ. Это 23 предшественника Махивары, последнего великого учителя данной эпохи, почитаемые в джайнизме. В основном истории их жизней очень напоминают историю Махивары и меняются в них лишь второстепенные реалии.

Позже джайнизм разработал весьма сложную космогонию и пантеон, в состав которого стали входить наряду с тиртанкарами 12 владык мира, а также боги, разделявшиеся на 4 главные категории и на ряд рангов – от богов-подметальщиков до бога всех богов Индры. По положению своему боги стоят ниже тиртанкаров, поскольку подчинены закону перевоплощений. Выйти из этого круга они могут лишь пройдя через воплощение человека.

Джайнисты почитают богинь Шри, Сарасвати, шестнадцать богинь знания, матерей тиртанкаров и восемь Матерей, наиболее популярная из которых – АМБИКА, изображающаяся верхом на льве, с ребёнком на коленях, с плодами манго в руке.

ИНДУИЗМ

Для индийских религиозных систем характерна определённая их рыхлость, аморфность, терпимость к иным воззрениям, и потому термин ''индуизм'' следует понимать как определение целой группы верований, связанных почти идентичным пантеоном богов. Культы разных богов возникали, очевидно, сравнительно независимо, но, развиваясь в близких условиях, пользуясь одними и теми же источниками, они принимали схожую тактику: не отрицая существования божест-конкурентов, умаляя их могущество, занижать положение в иерархии богов, соответственно, значимость ''своего'' бога. Столкновения на религиозной почве, конечно, имели (и имеют) место, но ярости религиозных войн, характерных для монотеистических религий, не наблюдалось.

Полагают, что индуизм возник в ходе соперничества буддизма с брахманизмом на рубеже нашей эры. Наиболее полное определение понятия ''индуизм'' вбирает в себя всю сумму верований, представлений, легенд, обычаев, привычек народов Индии. Эта система включила в себя элементы доарийских верований, ассимилировала и приспособила к менявшимся условиям ведический пантеон, включила в него Будду, не оставила без внимания джайнизм и сикхизм, не демонстрировала идейного противостояния с мусульманством (в практике, как это часто случается, решающую роль играли отнюдь не идейные, а как нельзя более приземлённые интересы). Во всяком случае, во время религиозного праздничного шествия в современной Индии верующих ничуть не шокирует присутствие джайнов, сикхов и мусульман.

Реферат опубликован: 22/07/2008