Страница: 1/17
Вопросы по религиоведению1. Что изучает религиоведение
Религиоведение – отрасль гуманитарного знания, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии и решает несколько взаимосвязанных задач: оно стремится понять смысл религиозного языка; определить статус религиозных верований, условия их обоснованности, рациональности и истинности; охарактеризовать природу и функции религиозного, особенно мистического опыта; установить возможные «модели веры» и, наконец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Главным в религиоведении является философское содержание. Религия – от латинского religio – благочестие, набожность, святыня.
2. В чем состоит сущность богословско-теологического подхода к объяснению религии?
Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».
Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.
Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ человека на проявление божественной сущности.
3. Чем отличается философский подход к религии?
При философском подходе религию рассматривают «со стороны», с точки зрения не «сердца», а «разума».
Религиозная философия – учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку.
Философия религии - рассматривает религию как идеализированную совокупность нашего долга, воплощенную в божественные заповеди и Бога как высшего идеала. От нее ответвляется деизм - утвержающий, что хотя Бог и есть первопричина всего, но после сотворения мира движение мироздания происходит без его участия и пантеизм, утверждающий тождество Бога и Вселенной.
4. Особенности научного метода познания религии
Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.
5. Что вы знаете о социологии религии и ее классиках?
Основоположником социологии религии считается французский социолог Э.Дюркгейм и немецкий М.Вебер. Религия по Дюркгейму есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. Он выделял две основные функции религии: функция поддержания социальной сплоченности и функцию рождающую идеалы, обеспечивающую социальную динамику. Вебер же трактует религию как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных общественных изменений. Он исследует мирскую подоснову религиозности, анализирует типы религиозных обществ. (Работа «Протестантская этика и дух капитализма» 1904-1905).
В западной социологии выделяют два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический, который рассматривает религию как целостную подсистему и выявляет ее взаимодействие с иными социальными структурами, и эмпирический, предполагающий изучение религиозности социальных и демографических групп и отдельных личностей.
6. Психология религии о природе религиозного феномена
Психология религии возникла в конце 19-го начале 20-го века (В.Вунт, У.Джеймс, Т.Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время совершения религиозных обрядов. В.Джеймс считал, что религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида, рассматривал религию как возможность внутреннего роста, более интенсивной духовной жизни.
Реферат опубликован: 27/11/2006