Страница: 1/3
Религиозная жизнь москвичей, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей города как в пошлом, так и в настоящем. В Москве действует более 500 различных религиозных организаций и центров, из них около 400 официально зарегистрированных.
Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.
До 1917 г. Москву называли городом “сорока сороков” церквей. Это образное выражение не следует понимать буквально: в Москве их число не достигало 1600. Но, тем не менее, всеми отмечалось, что Москва “обильна церквями” - в 1916 г. в столице было около 500 храмов, а также 15 мужских и 10 женских монастырей. После 1917 г. подавляющее большинство храмов было закрыто, а сами здания разрушены или отданы советским организациям. Ситуация стала меняться во второй половине 80-х годов, особенно после принятия в 1990 г. Закона Российской Федерации “О свободе вероисповедания”. С конца 80-х годов число православных действующих храмов выросло с 46 до более чем 200. Сейчас в Москве действуют четыре мужских монастыря (Донской, Данилов, Новоспасский и Высокопетровский) и один женский (Рождества Богородицы). Передан церкви Симонов монастырь. В Москве имеются подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Свято-Пантелеймоновского монастыря на годе Афон. Православные занимают первое по численности место среди верующих Москвичей.
В Москве начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы - православные русские люди, не принявшие нововведений патриарха
Николая, следствием чего был раскол в православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.
Среди православных автокефальных церквей в столице - храм Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).
Помимо православия, христианство в Москве также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам.
К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.
Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В Москве существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков - часовня Богоматери Надежды. Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.
Самостоятельную деятельность с 1992 г. в Москве разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном
мире, в Москве занимаются благотворительной деятель-
ностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках.
Достаточно разнообразно в Москве представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние и пределами Москвы, в Подмосковье, охватывая целые районы, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в Москве по числу его исповедующих.
Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском
переулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическо-лютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.
Реферат опубликован: 21/01/2007