Страница: 2/3
1.3 Мифы о мироздании
1.Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми.
2.(очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей, устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровал Зиусудре вечную жизнь.
3.(by Хаммурапи) "Энума Элиш" ("Когда вверху")
"Когда высь еще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда воды Океана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не было сотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделен именем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первые боги ." Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу и Мумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем, он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другой землю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!), создал человека.
1.3.1 Культ бога Таммуза
Таммуз умирает, его возлюбленноя Иштар спускается туда, "откуда входящий никогда не выходит". Грозит разбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эа создает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк с живой водой. Таммуза и Иштар выпускают.
1.3.2 Эпос о Гильгамеше
"Ша нагба имуру" ("Тот, кто все видел") . змея подползла к траве и сожрала ее.
1.3.3 Мифы о Этане и Адапе
В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия.
Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни") Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше и меньше. Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететь выше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается, так как конец таблички был отбит, но повидимому он упал и разбился насмерть. Таким образом, вечной жизни он не добился.
Адапа, сын бога Эа и смертной женщины ловил рыбу в персидском заливе, налетел Южный ветер и перевернул его лодку. Адапа, рассердившись обломал ветру крылья. Семь дней Ветер не вылетал, бог Ану забеспокоился. Он вызвал Адапу к себе на суд. Эа предупредил сына, чтобы тот не ел и не пил со стола Ану: "Когда ты предстанешь перед Ану, тебе предложат еду смерти - не ешь ее, тебе предложат воду смерти - не пей ее." Кроме того он предложил одеть траурную одежду, чтобы заручиться сочувствием небесных привратников, Таммуза и Гишзиды.
Ану встретил Адапу словами: "Нет пощады!", но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев на милость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему "воду жизни" и "еду жизни", но тот отказался. :-)
1.4 Жречество
Участвуют в строительстве плотин, каналов. Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью6 здоровыми зубами (чтобы не шепелявил и четко произносил священные формулы). Позднее появились разные категории жрецов.
Божества женского рода обслуживались жрицами. "Святые девы" – затворницы, посвятившие себя богу и "священные блудницы" – отдававшие доход от проституции храму.
Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этого человек и создан.
1.4.1 Почитание богов и жертвоприношения
Изображения богов были подлинной и адекватной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны.Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах. Со II тысячелетия в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениями божественных страстей и подвигов. Для "установления личности" бога – единственной гарантии функционирования статуи как адекватного воплощения божества – важны были на столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.
Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Ритуал "омовения рта".
Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре "божьего суда". Он контролировал меры веса и ставку процента. В храм посылались лучшие с/х продукты.
Реферат опубликован: 28/02/2007