Страница: 8/9
Участие в отправлении культа требует от христианина сосредоточенности и тщательной подготовки. Этой цели служат множественные посты — полное или частичное воздержание от пищи сроком от одного дня до нескольких недель. Самыми значительными в православии стали весной — Великий (семь недель перед Пасхой), летом — Апостольский (Петров), осенью — Богородичный (Успенский) и зимой — Рождественский посты.
Большинство канонов, праздников, обрядов имеют свои аналоги и в католицизме и его толках, но есть конечно же те праздники, которые православные не празднуют, и есть праздники, которые не отмечают особо католики. Это в основном те, что были введены после официального разделения церквей.
РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ
Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников.
Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных книг в первой четверти 16 века. Максиму Греку было поручено исправление книг по имеющимся старым греческим образцам. Но по недостаточному знанию церковно-славянского языка он, по мнению митрополита Даниила, сделал новые ошибки за что и был отстранен от этого занятия. На этом исправление книг пока остановилось.
В середине столетия, в 1550 году был созван Собор, который постановил использовать при исправлении книг не подлинники старых книг на греческом, а «добрые переводы».
Многих священнослужителей белого духовенства привлекли к этой работе. Но ошибок становилось еще больше, так как в исправлениях появлялись в виде догматов то, что раньше догматами не считалось. Протопоп Черниговский Михаил Рогов и архимандрит Сильвестр возвели в догматы следующее:
- произносить имя Исус, а не Иисус
- двуперстное знамение
- употребление просфор при богослужении
- хождение посолонь
- о чтении в «Символе веры» о сыне божьем так:
«…его же царствию несть конца»
- о чтении о святом духе в «Символе веры», как о «Господе истинном»
- о небритии бород и усов
- о сугубой аллилуйе
Очень остро встали вопросы о церковном благочинии, о церковном пении, иконописании, церковной проповеди.
В очередной раз исправление книг было приостановлено. И при богослужениях стали применять как исправленные книги, так и старые, неизмененные.
Возобновились разговоры об исправлении книг только в 1648 году. Решено было пригласить греческих ученых-богословов. Началось исправление основного служебника. Наконец, 23 апреля 1656 года был созван новый Собор на обсуждение нового служебника.
На соборе выявилось размежевание по следующим вопросам:
- двуперстное знамение
- неизменность «Символа веры»
Постановлением Собора было наложено проклятие на двуперстное знамение и его приверженцев, был допущен к изданию служебник.
Преданы анафеме были те священнослужители, которые в последствии также между собой разделились на несколько партий. Ядром раскола оказались Павел Коломенский, Иоан Неронов, Аввакум Повольский, Даниил Костромской. Из них трое остались верны старине, а Павел Коломенский, после снятия Никона с поста патриарха, вновь вернулся в Москву и принял нововведения.
Уже в рядах раскольников появились различные трения по вопросам:
- как жить вне церкви
- иерархия священнослужителей
- какие книги использовать
- изменять ли обряды или нет
С того времени в России сложились два пласта в культуре Православия, и они развивались независимо друг от друга. Среди старообрядцев также есть конфессиональные трения, у них нет единой «старой» церкви. Есть лишь группы или толки, которые звались по имени основателя. В 1842 году были известны и описаны в докладе Священному Синоду следующие толки:
Федосеевщина, Филипповщина, Аристовщина, Странники, Рябиновщина.
По типу конфессии и противостоянию отмечались также «вреднейшие»
и наименее вредные. Вот наиболее «вредные» по выражению архиерея Владимирского Алексия:
- иудействующие
- молокане
- духоборцы
- хлыстовщина
- скопцы
- беспоповщина
Видимо Алексий путал отдельные секты, толки и церкви старообрядцев, так как иудействующие и духоборцы явно не старообрядцы.1
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками… Тема по сей день остает-
1 Русские. – М.: Наука – 1997. – с.525
Реферат опубликован: 16/03/2007