Страница: 4/5
Темы пастырского характера, раскрываемыми Златоустом в своих творениях, весьма многочисленны: тема милосердия, о необходимости милостыни, о семейной жизни (в беседах на Кор. и Еф.) , о посте и молитве, о прощении обид и т.д. При этом им раскрывается не только связь этих добродетелей с Евангельским идеалом, но и их связь между собой. Разработка столь целостного взгляда на проблемы нравственности была возможна потому, что Златоуст «глубоко понимал дух Христов» [4, стр.328], а также потому, что он видел основу, соединяющую все добродетели воедино – любовь. «И полный любви к грешнику, расточал перед ним сокровища любви вечной, чтобы одушевить его любовью к своему спасению, Чтобы победить в грешнике грех его… Он тверд, настойчив в борьбе противу греха: но победу над грехом приготовляет и одерживает любовь его… » [4,стр.313].
Из вопросов догматического характера в своих беседах на Св. Писание он акцентирует свое внимание на нескольких темах. Это тема первородного греха, которая освещена в его Толковании на послание к Римлянам: «… В учении Иоанна Златоуста результат первородного греха есть наследственная смертность, которая в свою очередь порождает грех. Грех и смерть, взаимно порождая друг друга, образуют порочный круг, в котором человек был заключен до прихода Христа Смерть и Воскресение Спасителя разорвали этот круг и принесли миру спасение, благодаря которому христиане милостию Божией могут теперь жить вне рабства греху и смертности…» – так раскрывает понимание Златоустом первородного греха и искупления прот. Иоанн Мейендорф [см.2,стр.259].
Еще одна тема – эта тема Евхаристии, которую он понимал, склоняясь к прямому реализму, к почти физической наглядности В 46-й беседе на евангелие от Иоанна, обсуждая значение слов апостола Павла о Церкви как о едином Теле, он так говорит о причастии: «… чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его» [цит.по:2,стр.260].
Но тем не менее, значение его трудов для догматического богословия не так велико, так как вопросы этого характера интересовали его только в связи с вопросами нравственного богословия, которому он себя посвятил. Правильное решение догматических вопросов – это залог чистоты вероучения, и это трудно отрицать. Но для Златоуста все было немного иначе: «… для Златоуста только чистота жизни свидетельствует о чистоте веры. Более того, у только чрез чистоту жизни впервые достижима чистота веры, а нечистая жизнь обычно рождает неправые учения» [1,стр.211]. Поэтому он так много времени и сил уделял именно нравственному воспитанию своей паствы такое огромное внимание.
Поэтому можно сказать, что Иоанн Златоуст – это образец экзегета, которому был дан от Бога дар быть толкователем не сколько буквы Писания, сколько его духа, который он пытался донести до сердца каждого из своих слушателей, который хотел, чтобы слово Божие, обращенное ко всему человечеству, стало словом, обращенному к каждому из нас.
Список литературы:
1. Прот. Георгий Флоровский. «Восточные Отцы IV-VIII веков». Репринтное изд‑е Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999г.
2. Прот. Иоанн Мейендорф. «Введение в святоотеческое богословие». Клин, 2001г.
3. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения». «Беседы на Книгу Бытия». т.2 Изд-во С-Петербургской Духовной Академии, 1898 г., репринт 1993 г.
4. Архиепископ Филарет (Гумилевский). «Историческое учение об отцах Церкви». т.2. Репринт Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996 г.
Реферат опубликован: 13/10/2008