Страница: 5/6
Основатель медресе Хайрулла Гусманов мечтал расширить медресе и превратить его в светское учебное заведение для массовой подготовки учителей. Старое помещение медресе было непригодно для этой цели. С прошением о выделении денежных средств для строительства нового здания X. Гусманов обратился в Губернскую земскую управу, которая выделила 3 тыс. рублей. Одновременно шел сбор добровольных денежных средств с населения для этой цели. Строительство нового каменного трехэтажного здания медресе с двумя флигелями, начавшееся в 1904 году, завершилось к началу 1906/1907 учебного года.
Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе. Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X. Каримова.
Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения Бухарских медресе.
В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы. Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.
Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й (игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы, первый - З-х годичный.
Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, география России и Европейских государств, математическая география с астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.
Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую нациоиальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н. Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г. Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая размещалась в здании: медресе "Гусмания" до июня 1919 года, был Закир Шакиров.
Реферат опубликован: 1/10/2006