Страница: 1/7
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь СПб.,1914.
2.Белов А.К. Изначалие. М., 1992.
3.Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси.
Киев, 1989.
4.ВасилевскийВ.Г. Труды.Т.11.Вып.1.СПб.,1909.
5.Голубинский Е.Е. История русской церкви т.1.
М.,1901.
6.Греков Б.Д. Крещение руси // Религия и церковь в истории России. М., 1974.
7.Златоструй. Древняя Русь М., 1990.
8.Как была крещена Русь. М., 1988.
9.Очерки по истории русской церкви.т.1. М.,1992.
10.Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М.,1988.
11"Крещение Руси" в трудах русских и советских историков. М., 1988. 336с.
12.Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.,1956.
13.Никольский Н.М. История русской церкви. М-Л., 1983.
14. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв.
15.Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв.М-Л.,1959.
16.Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988.
17.Фроянов И.Я. Исторические условия крещения Руси.
Л., 1988.
18.Православие. Христианство. Россия. М.,1992.
19.Корш Ф.Е. Владимировы Боги: Исторический очерк. Харьков,1908.
Реферат
Спорные вопросы крещения Руси
Принятие языческой Русью христианства в Десятом веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом и экономическом развитии страны. Важность этого события не отрицает никто, Но вопрос о принятии Русью христианства все еще остается открытым, хотя прошло уже более 1000 лет. К примеру: почему было выбрано именно православие, что связано с отсутствием русских или иноземных описаний этого события написанных очевидцами. Описания же этого события у более поздних авторов несут в себе множество искажений, они даже порой противоречат друг другу.
Чем важнее политическая значимость события, тем важнее правильно понять его суть и отчленить поздние наслоения и приписки от настоящего события.
Когда и при каких условиях появились на Руси первые христианские общины - мы не знаем. Обычно указывают на два крещения "росов" в девятом веке Около 867 года крещение приняли росы, ранее совершившие нападение на Константинополь. Об этом сказано в вполне официальном документе = послании патриарха Фотия. Но неизвестно о каких росах идет речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийских хрониках. И тоже неизвестно, кто именно имеется в виду.
Известно так же о том, что уже в 860 году имелся экземпляр Евангелия переведенного на русский язык, которое читал Кирилл. Церковный писарь Иероним, описывая события пятого века говорит, что"холода Скифии пылают жаром новой веры", но эти слова вряд ли следует принимать всерьез. Возможно речь идет о единичных прецедентах крещения или же это просто литературная выдумка.
Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины относятся к середине десятого века. Узнаем мы о ней из помещенного в летописи договора князя Игоря с греками 944 года. Киевская знать и купцы, участвующие в заключении договора, представляют собой две равноправные общины - языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии именем Перуна, а христиане в Константинополе клянутся в верности слову церковью Ильи в Киеве, а в самой столице подтверждают эту клятву в Ильинской церкви. Следует отметить, что на этом этапе мы не можем выявить каких-либо следов зависимости киевской христианской общины от Константинополя. И дружинники, и купцы - варяги и русы, противостоят грекам без какого-либо различия по религиозному признаку.
Около 959 года, как следует из западных хронографов приняла крещение по греческому обряду Ольга. Крестившись она говорила своему сыну Святославу - "Аще ты крестишися, вси имуть тоже створити." Эти слова говорят о том, что Ольга не видела препятствий для крещения Руси,
дело оставалось только за распоряжением князя. Но Святослава воспитывали Свенельд и Асмуд, которые были язычниками, и он отказывается креститься говоря - " Аще кто хотяще креститися не браняху, но ругахуся тому." Святослав так же ссылается на дружину говоря, что она будет не согласна на крещение.
Едва крестившись у греков Ольга, однако. направила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать проповедников. В "коро-
левство ругов" был направлен видный проповедник Адальберт. Он достиг
Киева в 961-962 годах. Но миссионеры встретили здесь такой прием, что едва унесли ноги, а кто-то и погиб по дороге.
Однако не смотря на несомненное наличие христианских общин на Руси, она все же была языческой. Важной проблемой в осмыслении мотивов принятия христианства является соотношение христианства и язычества.
Крупнейшим исследованием по древнерусскому язычеству является двухтомник Б.А.Рыбакова" язычество древних славян" и "Язычество древней Руси".
Реферат опубликован: 17/05/2006