Три мировые религии - буддизм, христианство, ислам

Страница: 1/27

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕРА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 3

БУДДИЗМ _ 7

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ _ 7

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД 8

УЧИТЕЛЬ? БОГ? ИЛИ . _ 10

УЧЕНИЕ БУДДЫ 11

ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО 12

ДХАРМА — ЗАКОН, ИСТИНА, ПУТЬ 12

БУДДИЗМ — РЕЛИГИЯ БЕЗ БОЖЕСТВА 14

ОБЩИНА ВЕРУЮЩИХ _ 15

ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ _ 16

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА 17

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ 17

ХРИСТИАНСТВО _ 19

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ 19

РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РАЗНЫЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ _ 20

ПРАВОСЛАВИЕ 20

ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ _ 21

КАТОЛИЦИЗМ _ 22

ПРОТЕСТАНТСТВО _ 23

ЛЮТЕРАНСТВО 24

КАЛЬВИНИЗМ 24

ПРЕСВИТИРИАНЕ _ 25

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ _ 25

БАПТИЗМ _ 25

ХРИСТИАНСТВО В НАШЕ ВРЕМЯ _ 25

ИСЛАМ 26

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА _ 26

ДОГМАТИКА ИСЛАМА _ 27

РАСПОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА _ 29

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 29

ШИИЗМ _ 29

СУННИЗМ _ 30

СУФИЗМ 30

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 31

ВАХХАБИТИЗМ 31

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 31

МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 31

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 32

Литература 34

ВЕРА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

.Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв. Фра Беато Анджслико

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера — универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.

Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.

Несомненно, человек — часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный. Это ощущение сохранено им даже в языке: например, по-русски рождающая земля — природа; земля, на которой родились и умерли предки, — родина; люди, живущие на ней, — народ. Люди рождаются, дают жизнь новым поколениям, а потом умирают, и тела их разрушаются, переходят из живого в неживое — так же, как звери, птицы, деревья и травы.

Но человек обладает сознанием, поэтому он — не только “природное” существо. Стать человеком — значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым — и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников — прошлому и настоящему. Вот почему вера — это коллективное представление о мире.

Сознание — вот тот рубеж, то великое свойство, которое создало парадокс человека. Человек для природы — “свой”, во многом он живёт по её законам и подчиняется им. Во многом, но не во всём. Человек для природы — “чужой”, его сущность не сводима к одним только природным законам. Он способен обобщать, анализировать, находить закономерности, чувствовать красоту, искать смысл и цель существования — как собственного, так и всего мира. Он создаёт вокруг себя то, чему нет аналогов в природном мире, — мир человеческой культуры.

Реферат опубликован: 2/04/2009