Страница: 4/4
православной церкви было признано, что старые обряды ⌠равночестны■ послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшего три столетия назад. Итак, раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века. Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер. К вопросу старообрядчества можно подходить с разных сторон. Можно рассматривать суть феномена и со стороны духовной и материальной культуры старообрядцев. В этом ключе написаны работы С.А.Зеньковского Часть вопросов решает рассмотрение отношения официальной церкви и государства к приверженцам старой веры. В любом случае вопрос этот ещё не закрыт. Существует много неясностей, как об исторических причинах явления, так и о личности самого Никона, о том, что же его толкнуло на столь значимый перелом. Дальнейшие исследования учёных внесут ясность, тем более что старообрядчество до сих пор не искоренено, и в его истории не поставлена последняя точка. Использованная литература. 1. Зеньковский С.А. История старообрядчества. М., 1995 2. В.Сенатов. Философия истории старообрядчества. Журнал Церковь 1995. 3. Валуйская Е.И. Выступление на VI Всероссийских Платоновских чтенияхРеферат опубликован: 6/10/2009