Страница: 2/3
Киевская княгиня Ольга, правившая 5-ой по счёту после Рюрика, была заинтересована христианством. В 955 г. она отправилась в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевке. По возвращении, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, что было знаком приближающейся вражды с христианством, а значит - усиления этой новой религии.
Святослав много воевал, как в славянских землях, так и в степняцких и византийских. Он был ярым противником христианства. После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Ярополку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю. езаконорожденный сын Владимир формально княжил в Новгороде. Позже Владимир с помощью хитрости,предательства и варягов, овладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное уважение к языческим богам. По его приказу было построено богатое святилище богов, почитавшився и в Киеве, и в Новгороде, и в Залесье. Религия должна была стать связующей силой государства. Но родовое язычество плохо для этого подходило – оно учило верности роду, а не князю.Оно не давало возможности привлекать иностранных специалистов (монахов, книжников, архитекторов), исключало династические браки с крупными странами, препятствовало торговле с монотеистами.
3. Принятие христианства в столице.
К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии, которая могла бы объединить вс„ общество, укрепить его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет" помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
Принятие христианатва по византийскому, или по римскому, образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом случае Русь попадала в "сферу влияния", в зависимость либо от Священной Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей независимое потреаршиство.
Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов. Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Владимиру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это было непросто. Тем не менее он вынудио византийских императоров- Константина и Василия выдать за него замуж их сестру - принцессу Анны.
Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение кмевлян, принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днепре ( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись "Житие князя Владимира" ), которая протекала по территории ремесленно-торгового района Киева - Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни ) - пятница, бывшая с древних времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения стекалось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.
Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож - язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма - каменной церкви Богородицы.
4. Распространение христианства в других землях.
В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но этот процесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Владимир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно сказать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианства. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира задачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство прошло в конце лета - начале осени 990г.
Реферат опубликован: 29/06/2006