Зарождение экспрессионизма и его традиции

Страница: 2/12

Экспрессионисты ставили перед собой грандиозные задачи. Тер­мин "экспрессинизм", впервые употребленный Куртом Хиллером в 1911 году в отношении литературы и служивший поначалу для отграничения авангардизма, был достаточно узок для обозначения такого напра­вления. Речь шла не просто о новом стиле, а о новом искусстве: "Импрессионизм - это учение о стиле, экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение"5.

Эстетика экспрессионизма строилась с одной стороны на отри­цании всех предшествовавших литературных традиций. "Экспрессио­низм сознательно отклоняется от того направления, которого дер-

жались не только немецкая поэзия, но и все искусство культурных

народов Европы и Америки XIX в."6

Полемизируя со сторонниками натурализма Э.Толлер писал: "Экспрессионизм хотел большего, чем фотография . Реальность должна быть пронизана света идеи". В противовес импрессионистам, непосредственно фиксировавшим свои субъективные наблюдения и впе­чатления от действительности, экспрессионисты пытались нарисовать облик эпохи, человечества., Поэтому они отвергали правдоподобие, все империческое, стремясь к космическому универсальному. Их ме­тод типизации был абстрактным: в произведениях выявлялись общие закономерности жизненных явлений, все частное, индивидуальное опускалось. Жанр драмы подчас превращался в философский трактат.

В отличие от натуралистической драмы человек в драматургии экспрессионизма был свободен от детерминированного воздействия среды. Но решительно отвергая в своих декларациях традиционные художественные формы и мотивы, экспрессионисты на самом деле про­должали некоторые традиции предшествовавшей литературы. В этой связи называют имена Бюхнера, Уитмена, Стриндберга. Павлова гово­рит о том, что первые сборники экспрессионисткой лирики еще во многом связаны с поэзий импрессионизма, например, ранние книги Георга Тракля, одного из самых крупных поэтов раннего экспрессио­низма. В критике неоднократно указывалось на связь субъективности экспрессионизма с эстетикой "Бури и натиска", с романтизмом, страстной воодушевленностью Гельдеринга, Граабе, словесной мане­рой Клопштока. Переход от импрессионизма к экспрессионизму счита­ется возвращением к идеализму, как это было в 1800 г. "Совершенно также восстала эпоха "бури и натиска". Тогда как и теперь, прор­валась в течение долгого времени заглохшая метафизическая пот-

ребность"7.

В книге "Импрессионизм и экспрессионизм" О.Вальцель предпри­нимает попытку измерить все развитие и перемену (в литературе 1910-1920 гг.) на примере Гете. "Предок реализма",Гете стоит в то же время на почве идеалистической философии своего времени. И те изречения, в которых он указывал пути искусству, могут казаться предвосхищением девизов экспрессионистов, особенно если их выр­вать из контекста времени. По своему духовному содержанию время

начал XX в. О.Вальцель считает гораздо более близким к Гете, чем

середина и конец XIX века. Снова было оценено и получило право на

существование абсолютное. Правда не познание являлось уже предме­том тоски человечества. Если трагедия Фауста коренится в осозна­нии невозможности познать истину, то "новым фаустовским трагичес­ким страданием" сделалась неспособность по-настоящему осчастли­вить человечество. "Подлинная проблема Фауста гласит ныне: как может человек достигнуть такого духовного строя, который обеспе­чил бы притязания настоящего поборника культуры".

Фаустовские души настоящего (экспрессионисты 20-х) искали новой формы общественной нравственности, освобождающей от тягост­ных зол современности, от того, ужаса, в который попал мир. Поэты снова превращались из созерцателей в исповедников. Они вторгались в область метафизического, хотели принести миру рожденное в тяж-

Реферат опубликован: 16/12/2008