Страница: 10/11
Несколько больше известно об артикуляционной стороне явления. Еще в старых, основанных на слуховом анализе, работах общие тембральные особенности речи описывались как окраска на тот или иной звук речи. Характерно в этом отношении предостережение актерам, которое делает в своей книге "Выразительное слово" Волконский : <Остерегайтесь давать своей речи "налет" одной какой-нибудь гласной. У нас есть трагически-бытовой тон на "Ы" : " А ты, быярин, зныешь ли ." Этот весь в гортани. А то есть тон элегантной непринужденности - на "Э" : "Здрэвствуйте, дэрогой Ивэн Ивэнович ." Этот говор весь в челюстях. Есть тон барышни-жеманницы - "Ну чту это такуе ." Этот весь на губах.>.
Цеплис приводит примерный перечень суперсегментных тембров, описываемых через указание на активизирующиеся части речевого аппарата (временные доминанты тембра) : гиперлабиализованный, характерный для выражения нежности; делабиализованный (злость, гнев); переднеоральный (ирония, шутка); ларингальный (боль, страдания) и другие. Кривнова в статье, посвященной рассмотрению фонетических возможностей гортани, анализирует наряду с тональными (мелодическими) характеристиками и характеристики фонационные, определяющие тип и качество голоса. Последние являются, по ее мнению, типичными средствами выражения эмоций во всех языках. На основе небольшого эксперимента-наблюдения над произнесением качественных прилагательных со значением эмоциональной оценки человека - автор этой статьи дает характеристику некоторых экспрессивных просодем, отмечая, в частности, что <положительные эмоции связаны обычно с повышением регистра, отрицательные - с понижением; высокая степень положительной эмоции (любовь) реализуется высоким придыхательным голосом, высокая степень отрицательной эмоции (ненависть) - низким, зашумленным, дрожащим; для "торжественного" чувства характерен низкий восходящий дрожащий голос, горе символизируется нисходящим мягким голосом >.
Таким образом, изучение эмоциональной речи дает богатый материал для описания и классификации тембров и выражаемых ими значений, а тесная связь тембральных особенностей с такими несомненно интонационными средствами, как мелодика (регистр, диапазон, направление, скорость изменения частоты основного тона), длительность, интенсивность, паузация, подтверждают правомерность отнесения тембра к числу комронентов интонации. Убеждение в незначимости тембральных характеристик для нейтральной в эмоциональном отношении речи основано нена экспериментальных данных, а на общем впечатлении от тембральной однородности достаточно специфического материала - преимущественно чтения изолированных фраз, отрывков текста описательного или научного характера. Обращение к спонтанной речи показывает разнообразие тембральной окраски и определенную условленность разграничения эмоционального и неэмоционального в речи. Безусловно, для некоторых функций интонации понятие тембра избыточно. Тембр не участвует в организации и членении речевого потока и выражении связи между интонационными единицами. Не используются тембральные различия и при выражении интонацией смысловых отношений между элементами интонационных единиц. Галеева не обнаружила спектральных особенностей при выделении слова логическим ударением, нейтральным в эмоцональном отношении. Однако относительно так называемого эмфатического ударения сказать это с уверенностью уже нельзя. Введение эмфазы ведет к тембровым контрастам при оформлении коммуникативных типов высказываний. Так, нейтральный вопрос не отличается по тембру от нейтрального сообщения, однако вопрос, окрашенный сильным ударением, может характеризоваться не только более высоким регистром, но и специфическим тембром. Особенно отчетливы тембральные отличия в некоторых типах восклицательных предложений. Так, по классификации Брызгуновой, ИК-5 оформляет восклицательно-оценочные предложения, выражающие высокую степень как положительного, так и отрицательного признака (ср.: Какой прекрасный голос! - Какой ужасный голос! ). В случае достаточно эмоционального произнесения при сходстве общего мелодического рисунка вполне вероятно различие их по тембру. Характерно, что различительный признак ИК-7 - конструкции явно эмоциональной - состоит в смычке голосовых связок (акустически - резкий обрыв звучания гласного), т.е. является признаком фонациооным, а не собственно мелодическим.
Таким образом, имеющиеся данные позволяют включить просодический тембр в число компонентов интонации, и надо надеяться, что последующие исследования позволят уточнить артикуляционные и акустические корр
Реферат опубликован: 4/01/2007