Музыка в Советский и постсоветский периоды

Страница: 9/13

В учебные заведения приходила талантливая молодежь из народа, выдвинутая музыкальной самодеятельностью. Она получала ту щедрую материальную и моральную поддержку государства, какая стала возможной лишь при советском строе. В эти годы формировалось мастерство талантливых артистов — воспитанников советской музыкальной школы: пианиста В. Софроницкого, дирижеров Е. Мравинского, Н. Рахлина, певцов И. Козловского, С. Лемешева, Н. Ханаева, К. Держинской, М. Максаковой, А. Пи-рогова. С огромным успехом пели В. Барсова, Н. Обухова. Молодые советские исполнители Г. Гинзбург, Л. Оборин и несколько позднее, в 30-е годы, Э. Гилельс, Я. Флиер, Д. Ойстрах одержали первые знаменательные победы на международных конкурсах.

Музыка в братских республиках. Новое значительнейшее явление 20-х годов — подъем музыкальной культуры в братских национальных республиках и областях. Народные певцы — ашуги, акыны, бахши — воспевали новую свободную жизнь в традиционо-национальных образах и жанрах, наполняя их новым содержанием; они призывали свои народы к трудовым подвигам во славу Советского государства. Росли, обучались мастерству национальные композиторские силы, поднимавшиеся из народных низов.

Прекрасные, художественно совершенные и глубокие произведения созданы были грузинскими, армянскими и другими маетерами старшего поколения. Это прежде всего оперы: «Даней». Палиашвили — в Грузии, «Алмаст» А. Спендиарова — в Армении и несколько позднее «Кёр-оглы» У. Гаджибекова — в Азербайджане,— оперы ярко национальные, глубоко связанные с народным творчеством, испытавшие также благотворное влияние традиций русской классической оперы.

Творческие организации. К началу 30-х годов советская литература, музыка и другие искусства достигли внушительных успехов. Огромную организующую роль на этом важном и трудном участке культурного строительства сыграло то, что Коммунистическая партия поддерживала передовых деятелей советского искусства, сплачивала и воспитывала молодые творческие силы, вышедшие из народа, предупреждала их против опасности кружковщины, индивидуализма, подражания моде буржуазного Запада, против пренебрежительного отношения к культурному наследию.

Необычайно интенсивной и противоречивой предстает перед нами общая картина острой идейно-эстетической борьбы различных направлений, творческих организаций и группировок з 20-е годы. Это было время бурного становления нового.

Теперь, в исторической перспективе, мы можем объективно оценить многие явления, отделив все ценное, плодотворно-новаторское от тех крайностей, которые шли под знаком радикального разрыва с традициями прошлого, «новаторства во что бы то ни стало».

Среди творческих организаций молодых музыкантов 20-х годов следует отметить активную деятельность коллектива студентов-композиторов Московской консерватории, возникшего в 1925 году. Душой и организатором этого содружества был высокоталантливый Александр Давиденко; в состав коллектива входили В. Белый, М. Коваль, 3. Левина, Б. Шехтер, Н. Чемберджи, Г. Ли-тинский, Д. Кабалевский, Г. Брук, С. Ряузов, В. Фере, 3. Компанеец и другие. Композиторы «Производственного коллектива» (Проколл), как он тогда назывался, стремились поставить свое творчество на службу социалистическому строительству, особо интенсивно работали над современной темой и создали ряд хоров и сольных песен, получивших широкое признание.

Самыми активными творческими объединениями 20-х годов были АСМ (Ассоциация современной музыки) и РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов).

В составе АСМ и в идейно-эстетических позициях ее членов не было единого направления. Так, крайние представители «со-временничества», ориентируясь на новейшую музыку Запада, отрицали богатейшее классическое наследие, обращение к фольклору, превозносили новейшие урбанистические течения. Влияние «современничества», его крайних тенденций отрицательно сказывалось на части музыкальной молодежи, культивируя аполитичность и академическую замкнутость.

Реферат опубликован: 13/12/2008