Бухгалтерия предприятия

Страница: 23/59

1.3.4. Расчеты по претензиям

Предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности может предъявлять к сторонним организациям следующие виды претензий:

· к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствия цен и тарифов, обусловленных договором или предусмотренных прейскурантом, а также при выявлении арифметических ошибок, когда завышение цен либо арифметические ошибки предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружился после того, как записи по счетам ТМЦ или затрат были совершены;

· к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;

· к поставщикам, транспортным организациям за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;

· за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных или присужденных арбитражным судом;

· к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам предприятия;

· по санкциям (штрафы, пени, неустойки), взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражным судом.

Претензию предъявляют в письменной форме, ее подписывает руководитель предприятия или его заместитель. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.

Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон, - по требованиям заказчиков и поставщиков. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензию рассматривают на основании имеющихся документов. Ответ о результатах рассмотрения претензии дают в письменной форме. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель вправе по истечении 20 дней с момента получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.*

Для учета расчетов по претензиям предусмотрен счет 63 “Расчеты по претензиям”, по дебету которого отражаются возникающие к сторонним организациям претензии, а по кредиту - поступление платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось в последствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 63 “Расчеты по претензиям”.

Аналитический учет по счету 63 “Расчеты по претензиям” ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

1.4. Бухгалтерский учет взаимозачетов

Последние несколько лет состояние российской экономики характеризуется кризисом неплатежей, который наиболее остро проявляется на крупных предпритиях. Не получая своевременно денег за производимую ими продукцию, они не могут рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками. Как правило, крупными кредиторами из числа подрядчиков, которым приходится регулярно перевозить к месту производства большие объемы товарно-материальных ценностей, являются транспортные организации, в том числе и железные дороги. Сложившаяся ситуация заставляет стороны искать другие пути расчетов. Наиболее доступным среди них является проведение взаимозачета, осуществляемого по самым разным схемам и основанного, как правило, на передаче продукции в счет дебиторской задолженности. Иногда такие операции трактуют как бартерные, но это неверно, так как в нашем случае речь идет о погашении долга деньгами, что и вытекает из договора поставки, в то время как бартерная сделка с самого начала предполагает погашение обязательства товарами или услугами.

Реферат опубликован: 15/04/2006