Анализ состояния нефтяной промышленности России

Страница: 11/12

В 1993 г. в стране заработал институт спецэкспортеров, предполагающий выделение наиболее опытных торговых компаний (трейлеров) и предоставление им исключительного права на проведение внешнеторговых операций с нефтью и нефтепродуктами. Это позволило увеличить объем экспорта нефти до 80 млн т в 1993 г., несколько поднять ее цену (которая продолжала оставаться на 10— 13% ниже мирового уровня), отработать механизм контроля за поступлениями валютных средств в страну. Однако число спецэкспортеров продолжало оставаться чрезмерным (50 субъектов). Они по-прежнему конкурировали не столько с зарубежными компаниями, но и между собой.Сохранился и механизм предоставления льгот по экспортным пошлинам, но размер недополученных бюджетом средств снизился до 1,3 млрд долл.

В 1994 г. сократилось число спецэкспортеров до 14 организаций. Экспорт нефти увеличивается до 91 млн т, цена на российскую нефть составила 99% от мировой. Улучшению дел в этой сфере способствовал процесс приватизации и реструктурирования нефтяной отрасли: ряд компаний сформировались как полностью вертикально интегрированные, способные осуществлять весь цикл операций от разведки и добычи нефти до реализации нефтепродуктов непосредственно потребителям. В конце 1994 г. основными российскими производителями и экспортерами при активном участии МВЭС РФ было создано отраслевое объединение Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК), доступ в который открыт всем субъектам нефтяного сектора.

Таким образом, российские компании оказались в состоянии конкурировать на мировых рынках с ведущими монополиями промышленно развитых стран. Были созданы условия для упразднения института спецэкспортеров, что и было сделано решением правительства в начале 1995 г. Создание СОНЭК реализовало используемую во всем мире практику упорядочения экспорта стратегических товаров. Например, в Японии существует более 100 экспортных картелей, в Германии около 30, в США около 20.

Присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на внутреннем российском рынке создает предпосылки для развития эффективной конкуренции между ними, имеющей положительные последствия для потребителей. Однако до настоящего времени эти предпосылки на региональном уровне не реализуются, так как пока фактически произошел раздел российского рынка нефтепродуктов на зоны влияния вновь образуемых нефтяных компаний. Из 22 обследованных ГКАП России в 1994 г. регионов только на рынках Астраханской и Псковской областей, Краснодарского и Ставропольского краев поставки нефтепродуктов (бензина, мазута, дизельного топлива) осуществляются двумя нефтяными компаниями, в остальных случаях присутствие одной нефтяной компании, как правило, превышает 80%-й рубеж.

Поставки по прямым связям, а также имеющие фрагментарный характер, осуществляются и другими компаниями, но их доля в объеме поставок на региональные рынки слишком мала, чтобы создавать конкуренцию монополистам. Например, в Орловской области при абсолютном доминировании компании "КЖОС" на региональном рынке (97%) компания "ЛУКОЙЛ" также поставляет нефтепродукты Агроснабу. Однако договор между ними носит разовый характер и был заключен на бартерной основе.

Создание в начале 1993 г. трех вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) существенным образом повлияло на рынки нефтепродуктов. Добыча нефти по каждой из вертикально интегрированных компаний возросла в процентах по отношению к остальным нефтедобывающим предприятиям и составила суммарно в январе 1994 г. 56.4%, в то время как в первом полугодии 1993 г. эти три компании добывали 36% от общего объема добычи нефти по России. В целом при падении производства основных видов нефтепродуктов ВИНК стабилизировали и даже прирастили выпуск отдельных видов продукции.

Наряду с этим рост цен на нефть ВИНК в среднем ниже, чем по нефтедобывающим предприятиям, не сформированным в компании. Кроме того, нефтяные компании периодически объявляют о замораживании своих цен на нефтепродукты. Это позволяет нефтяным компаниям осваивать не только рынки нефтепродуктов областей, где находятся их дочерние АО нефтепродуктообеспечения, но и активно выходить в другие наиболее привлекательные регионы (приграничные, центральные, южные). Приостановка в 1994 г. создания новых нефтяных компаний предоставила существенные преимущества трем функционирующим НК в захвате рынков сбыта и укреплении своих позиций на них.

Экономические последствия деятельности нефтяных монополий на региональных рынках на сегодняшний день, в условиях тотального падения платежной способности потребителей нефтепродуктов, не носят ярко выраженного отрицательного характера. Более того, обеспечение нефтяными компаниями поставок по госнуждам практически на условиях безвозмездного кредитования (к числу безнадежных должников относится агропромышленный сектор) решает оперативные проблемы неплатежей в регионах. Однако нет гарантий, что при активизации спроса, в связи с растущей платежеспособностью потребителей, потенциальные возможности ценового диктата и иных злоупотреблений доминирующим положением не будут реализованы. Это необходимо учитывать при формировании конкурентной среды и разработке антимонопольных требований . При этом должны быть учтены специфические отраслевые особенности, важнейшими из которых являются следующие:

Реферат опубликован: 6/05/2009