Билеты по географии

Страница: 11/19

2. Дальний восток. Специфика ЭГП. Особенности природы и населения. Отрасли специализации. Круп­ные города.

Экономико-географическое по­ложение Дальнего Востока очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отдаленный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор един­ственным сухопутным путем оста­ется Транссибирская магистраль (по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 км -это неделя езды скорым поездом).

С другой стороны, Дальний Во­сток - это единственный выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-тихоокеанскому региону, где про­живает более половины населения мира. Взаимосвязи между страна­ми этого региона сейчас усилива­ются, и России весьма нежелатель­но оставаться в стороне от этого. Пока что Россия присутствует в этом регионе лишь как экспортер "сырых продуктов": угля Южно-Якутского бассейна, древесины и продуктов ее переработки (пилома­териалов, щепы, целлюлозы), рыбы и морепродуктов (крабов, кальма­ров, мидий, морской капусты и др.).

Дальний Восток был единственным р-ом, где две сверхдержавы - СССР и США - непосредственно граничили друг с другом: Россию и США разделяет пролив шириной около 4 км. Поэтому весь Дальн. Восток был насыщен войсками: морск. базами , аэродромами, полигонами.

Южная часть Дальнего Вос­тока (Приморский и Хабаровский края. Еврейская автономная об­ласть и Амурская область), по которой проходит Транссибирская магистраль, — наиболее освоенная и заселенная. Природные условия благоприятны для жизни населе­ния. Здесь сосредоточено более 2/3 населения района, почти все его сельское хозяйство. Это территория с максимальной плотностью населения в районе (в Приморском крае - 14 чел./км2, т. е. даже выше среднероссий-ской — 7,5 чел./км), с наибольшей долей сельскохозяйственных уго­дий во всей площади (в Амурской области и в Приморском крае — 10%, в том числе 5% пашни). Главные сельскохозяйственные районы — это равнинные террито­рии (вообще редкие на Дальнем Востоке, где 9/10 всей площади занимают горы), относящиеся к лесостепной зоне, — Приханкайская низменность и Зейско-Буреинская равнина. Здесь наибо­лее теплое лето (хотя и холодная малоснежная зима) и самые плодо­родные в районе черноземовидные почвы. Именно эти территории да­ют основную часть сельскохозяйст­венной продукции Дальнего Восто­ка.

Но все в мире относительно: если мы сравним эти "наиболее освоенные" территории Дальнего Востока с районами европейской части, то выясним, что по доле сельхозугодий они похожи лишь на Вологодскую область — один из наименее освоенных западных ре­гионов Европейской России.

Северная часть Дальнего Во­стока (Магаданская, Камчатская и Сахалинская области. Чукотский и Корякский автономные округа) связана с основной территорией России лишь по морю и по воздуху. Поэтому их жители считают себя живущими как бы на острове: про поездку, например, из Магадана в Хабаровск говорят: "Поехал на ма­терик". Плотность населения здесь почти в 100 раз меньше, чем на юге (например, в Чукотском окру­ге — 1 чел. на 6 км2). Относительно плотно заселены лишь юг Сахали­на и район Петропавловска-Камчатского (Камчатская область, раз­мером почти с Украину или Фран­цию, имеет население более чем в 100 раз меньше — около 400 тыс. человек, из которых 2/3 живут в областном центре и его пригоро­дах).

Связи между севером и югом Дальнего Востока осуществляются главным образом по морю. Это единственный район России, где во внутрирайонных перевозках основ­ную роль играет морской транс­порт.

Крупные города: Биробиджан (84), Анадырь (13), Владивосток (626), Хабаровск (616), Благовещенск (215), Петропавловск-Камчатский (205), Палана (4), Магадан (124), Южно-Сахалинск (181), Комсомольск-на-Амуре (305).

Билет № 13

1. Машиностроение. Состав и значение отрасли. Спе­циализация и кооперирование. Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения.

Машиностроение — ведущая отрасль хозяйства нашей страны. Она отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспо­собности, определяет развитие других отраслей народного хозяйст­ва. Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей и производств. Предприятия тесно связаны между собой и с предприятиями других отраслей хозяйства.

С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размеще­ния производства и технологического процесса выделяются следую­щие отрасли: тяжелое и энергетическое машиностроение, станко­строение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, электроника и электротехника.

Реферат опубликован: 6/08/2007