Крещение Руси

Страница: 2/7

По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе Владимира на Корсунь: В то время в Византийской империи прои­зошло восстание войска под предвадительством полководца Вар­ды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался при­нять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, - главный гречес­кий город в Крыму, - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, - в 988 или 989 году, - точно неизвестно.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим ду­ховенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глу-

хих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая

христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране

старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с

новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Крещение Руси не следует представлять себе, как одну прос­тую премену верований. Христианство, став господствующей рели­гией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых по­рах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а че­рез него митрополиту. Таким образом власть митрополита прости­ралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским и "книжное учение" было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сбор­ника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском пере­воде название Кормчей книги. В этом сборнике заключались цер­ковные правила Апостольские и вселенских соборов, также граж­данские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хо­зяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и закона­ми, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла верц из Византии, то все новое, что пришло вместе с ве­рою, имело византийский характер и служило проводником визан­тийского влияния на Русь.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз­личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами; рабы носили название "челядь" (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много­численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у свое-

го господина; когда же господин его отпускал на волю или прого­нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста­нища.

Реферат опубликован: 16/11/2006