Крещение Руси

Страница: 4/7

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово­рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило­сердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и хрис­тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых слючаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По­лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо­тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од­нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще­ние с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось за­коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель­ным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес­кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст­ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель­ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы­ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев­ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз­делению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов­ластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви­дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз­на. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижноков - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере­водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просве­дительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко­торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирс­кие, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей на пер­вых же порах после принятия новой веры являются христиане в са­мом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священ­ников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ора­торский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киев­ского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оста­вивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подоб­ных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трога­тельное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, - все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочес­тивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили мо­настырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроен­ный монастырь и делалась религиозным и просветительным средото­чием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и "книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях об­разовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти

все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хо­зяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и ру­ководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства, и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям гречес­кого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому монастырское (и вообще церковное) землевладение становиллось образцом не только для частных, но даже и для княжеских земель­ных хозяйств.

Реферат опубликован: 16/11/2006