RlinC

Страница: 4/10

Огромное влияние оказывал театр, особенно Владикавказский, на раз­витие культуры и общественной мысли горских народов, на формирова­ние национальной интеллигенции и воспитание у нее художественных вкусов. Многие представители горской интеллигенции были горячими поклонниками театра. К. Л. Хетагуров работал во Владикавказском теат­ре художником-декоратором, оформляя спектакли высокохудожественны­ми декорациями. Человек разносторонних талантов, он играл в любитель­ских спектаклях, оформлял сцену и писал пьесы на злободневные темы. Его пьеса «Дуня» рассказывала о тяжелом положении женщины.

Актером и режиссером театра стал осетин А. А. Туганов, унаследовав­ший лучшие традиции владикавказской сцены. С успехом выступал он и в столичных театрах и в других городах, стал опытным режиссером. С рецензиями на спектакли русского театра выступали многие выдаю­щиеся деятели осетинской интеллигенции, например экономист Г. Цагалов. Зрителями же были не только образованные представители осетин­ского народа, но и самые простые крестьяне, которые, приезжая во Вла­дикавказ, стремились посетить и театр.

Любительские труппы возникали и в Грозном. Грозненский театр по­становкой пьес А. П. Чехова и Л. Н. Толстого пробудил интерес к сцене у широкой группы любителей. Самым ценным было то, что любитель­ские труппы появились не только в среде интеллигенции, но и среди ра­бочих нефтяных промыслов. Любительскими спектаклями в Грозном, Владикавказе, Кизляре руководил такой выдающийся русский актер и режиссер, как Е. Б. Вахтангов. Он поставил в Грозном пьесу Г. Гауптмана «Праздник мира, или Вольные люди», и А. П. Чехова «Дядя Ваня».

Став режиссером городского театра, Вахтангов установил льготные билеты для рабочих и учащихся. Интерес к театру в Чечне и Ингуше­тии породил и своих драматургов. Назарбек Шерипов написал на родном языке и поставил пьесу «На вечеринке», которая заслужила одобритель­ный отзыв местной печати. Позже им были написаны еще несколько пьес. В период первой русской революции 1905—1907 гг. Шерипов высту­пил со сцены с чтением «Песни о буревестнике» и «Песни о соколе» А. М. Горького.

В 1912 г. в Грозном на сцене местного парка был поставлен спек­такль «На вечеринке» на чеченском языке, в котором участвовал и веду­щий, дающий пояснение на русском языке всему происходящему на сце­не. Автором и режиссером этого спектакля был Назарбек Шерипов. Наря­ду с автором в пьесе выступали три местных любителя-артиста, чеченцы и целый ряд танцоров и танцовщиц. По сообщению печати пьеса была написана с большим знанием сцены, и к ней проявили большой интерес и русские и чеченские зрители.

Екатеринодарская адыгейская труппа по мотивам народных сказаний в 1914 г. поставила героическую драму «Набег Канчука на Азов». Грим и парики, костюмы, свет и музыка все было подчинено идейному замыслу спектакля. Чувствовалась крепкая рука режиссуры, стремив­шейся и в малом, и большом к конкретизации образов, психологической глубине и художественному обобщению, хотя и с ясно выраженным стремлением идеализировать историческое прошлое.

Приблизительно в то же самое время в Нальчике в стенах реально­го училища был создан кабардинский любительский театр во главе с Та-султаном Шеретлоковым. Им были написаны и поставлены «Кушук и его невеста», «Джабаги Казаноко» и другие небольшие пьесы, в которые он обильно вводил элементы народной хореографии и мелодрамы.

На развитие сценического и музыкального искусства городов Север­ного Кавказа большое влияние оказывали гастроли многих замечатель­ных артистов и музыкантов, театральных коллективов, приезжавших из Москвы и Петербурга и других городов.

На сценах кавказских городов пели Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, поражали своей игрой драматические актрисы М.Г. Савина и В.Ф. Ко-миссаржевская, Г.Н. Федотова, играли В.И. Качалов, С.В. Рахмани­нов и др.

Реферат опубликован: 23/07/2009