Страница: 5/10
Русский язык и национальная школа
на Северном Кавказе.
С конца XIX в. в результате изменяющихся социально-экономических отношений и влияния передовых общественных сил, царское правительство несколько расширило школьную сеть на национальных окраинах империи. С одной стороны, открывая школы, царизм по-прежнему рассчитывал подготовить из представителей имущих классов послушных чиновников — опору самодержавия. С другой стороны, развитие экономики края настоятельно требовало увеличения числа грамотных людей, могущих обслуживать производство.
И все же общий уровень просвещения в Северо-Кавказском крае оставался низким. По данным переписи 1897 г., грамотность среди населения Дагестана составляла 9,2%, Кабарды - 3,2, Балкарии - 1,4, Адыгеи - 7, Карачая-4,6%. На каждые 1 тыс. человек населения в Дагестане приходилось 3 учащихся, а одна школа — па 25 тыс. человек.
Тем не менее на нужды народного просвещения края царское правительство отпускало незначительную сумму. В начале XX в. на просвещение в Дагестане отпускалось в среднем 13,5 коп. на душу населения, на одного жителя Нальчикского округа всего 9 копеек, тогда как на одного жителя России приходилось 80 коп.
Мизерные средства, отпускавшиеся на просвещение, обусловили убогую материальную базу школ. В начале XX в. около 70% школ Дагестанской области и Адыгеи размещалось в неприспособленных зданиях. Ни одна школа Чечни, Ингушетии, Кабарды и Балкарии, за исключением реального училища, не имела сколько-нибудь удовлетворительного помещения. Из 44 учтенных в Нальчикском округе школ в начале XX в. 40 имели лишь по одной классной комнате, а 4 школы вообще не имели помещения. Во многих сельских школах отсутствовало учебное оборудование. Обучение велось только на русском языке. Алфавиты, созданные на русской графической основе П. К. Усларом (для дагестанских и чеченских школ), Л. Г. Лопатинским (для адыгских), абадзехом X. Ш. Анчеком, кабардинцем К. X. Атажукиным, балкарцем С. Урусбиевым и другими, были преданы забвению.
Общественно-демократическое движение за развитие народного образования в стране в начале XX в. охватило и Северный Кавказ. Это заставило царизм пойти на некоторые уступки и даже признать, что обучение в начальных училищах края должно вестись на родном языке, а на учительские должности следует назначать лиц, владеющих родным языком учащихся.
Были сделаны попытки создать новые буквари на русской основе, в Тифлисе был издан кабардинский букварь, а также лакский и даргинский буквари.
Количество школ и учащихся на Северном Кавказе в 1914 и 1916 гг.
Год |
Район |
Школы |
Учащиеся |
1914 |
Дагестанская область |
93 |
7092 |
» |
Нальчикский округ |
112 |
6700 |
» |
Чечня и Ингушетия |
153 |
12800 |
» |
Северная Осетия |
87 |
6469 |
1916 |
Баталпашинский отдел (куда входили Карачай и Черкесия) |
125 |
Нет сведений |
» |
Адыгея (только в адыгских селениях) |
12 |
682 |
Реферат опубликован: 23/07/2009