RlinC

Страница: 5/10

Русский язык и национальная школа

на Северном Кавказе.

С конца XIX в. в результате изменяющихся социально-эко­номических отношений и влияния передовых общественных сил, царское прави­тельство несколько расширило школьную сеть на национальных окраи­нах империи. С одной стороны, открывая школы, царизм по-прежнему рассчитывал подготовить из представителей имущих классов послушных чиновников — опору самодержавия. С другой стороны, развитие экономи­ки края настоятельно требовало увеличения числа грамотных людей, могущих обслуживать производство.

И все же общий уровень просвещения в Северо-Кавказском крае оставался низким. По данным переписи 1897 г., грамотность среди населения Дагестана со­ставляла 9,2%, Кабарды - 3,2, Балкарии - 1,4, Адыгеи - 7, Карачая-4,6%. На каждые 1 тыс. человек населения в Дагестане приходи­лось 3 учащихся, а одна школа — па 25 тыс. человек.

Тем не менее на нужды народного просвещения края царское прави­тельство отпускало незначительную сумму. В начале XX в. на просве­щение в Дагестане отпускалось в среднем 13,5 коп. на душу населения, на одного жителя Нальчикского округа всего 9 копеек, тогда как на одного жителя России приходилось 80 коп.

Мизерные средства, отпускавшиеся на просвещение, обусловили убо­гую материальную базу школ. В начале XX в. около 70% школ Даге­станской области и Адыгеи размещалось в неприспособленных зданиях. Ни одна школа Чечни, Ингушетии, Кабарды и Балкарии, за исключе­нием реального училища, не имела сколько-нибудь удовлетворительного помещения. Из 44 учтенных в Нальчикском округе школ в начале XX в. 40 имели лишь по одной классной комнате, а 4 школы вообще не имели помещения. Во многих сельских школах отсутствовало учебное оборудование. Обучение велось только на русском языке. Алфавиты, со­зданные на русской графической основе П. К. Усларом (для дагестан­ских и чеченских школ), Л. Г. Лопатинским (для адыгских), абадзехом X. Ш. Анчеком, кабардинцем К. X. Атажукиным, балкарцем С. Урусбиевым и другими, были преданы забвению.

Общественно-демократическое движение за развитие народного обра­зования в стране в начале XX в. охватило и Северный Кавказ. Это заставило царизм пойти на некоторые уступки и даже при­знать, что обучение в начальных училищах края должно вестись на род­ном языке, а на учительские должности следует назначать лиц, владею­щих родным языком учащихся.

Были сделаны попытки создать новые буквари на русской основе, в Тифлисе был издан кабардинский букварь, а также лакский и даргин­ский буквари.

Количество школ и учащихся на Северном Кавказе в 1914 и 1916 гг.

Год

Район

Школы

Учащиеся

1914

Дагестанская область

93

7092

»

Нальчикский округ

112

6700

»

Чечня и Ингушетия

153

12800

»

Северная Осетия

87

6469

1916

Баталпашинский отдел (куда

входили Карачай и Черкесия)

125

Нет сведений

»

Адыгея (только в адыгских

селениях)

12

682

Реферат опубликован: 23/07/2009