Страница: 3/8
Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен «Кино» носят просто космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (как котельная по прозвищу «Камчатка» или реальная девушка из песни «Восьмиклассница»), то в альбоме 1986-го года «Ночь» их нет в помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов:
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о «необходимости ввода ограниченного контингента советских войск…» и прочee? Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых «приколов» в его творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся:
И никто не хотел
Быть виноватым без вина.
И еще вот эта строчка:
Все говорят, что мы вместе
Все говорят, но немногие знают, в каком.
Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в «Маме-анархии», прямой пародии на Sex Pistols или «Когда твоя девушка больна», косвенно пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного безымяного альбома «Кино», который все называют «черным».
Некоторые символы в творчестве Виктора Цоя:
Звезда – это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа “солнце” - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один “астрономический” символ – луна – обозначает “заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:
А над городом – ночь, а над ночью – луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
Соответственно, спать – значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Символ “день” также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.
Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер – какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Иногда под ветром понимается время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета:
Весна –
Скоро вырастет трава.
……………………….
Весна –
Вы посмотрите, как красиво.
лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития:
Белая гадость лежит под окном.
Я ношу шапку и шерстяные носки.
………………………………………
Первый снег красив, но он несущий смерть.
Музыкальный стиль группы варьируется от мелодичного медленного рока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…
При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности. Виктор практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте:
Реферат опубликован: 8/11/2006