Страница: 8/12
Верди родился в маленьком городке Ронколе, под Пармой, в семье необразованного владельца постоялого двора. Он мог бы стать еще одним любящим борьбу музыкантом, если бы не унаследованная от предков-крестьян природная гибкость. Была ему присуща и крестьянская стойкость. В период с 1838 по 1840 год умерли его молодая жена и двое детей, но, кажется, это придало ему больше душевной силы, а не подавило его. После "Набукко" Верди создал на протяжении 9 лет 13 опер. Подлинным шедевром стала опера "Риголетто" (1851). Такая титаническая работа требовала от композитора огромного самопожертвования. Верди говорил, что это были "годы раба на галере". Большинство этих опер имеют национальные сюжеты, и, хотя их редко можно услышать сегодня, они создали композитору репутацию вели кого итальянского патриота, которая остается за ним и поныне.
В отличие от Вагнера, предпочитавшего писать свои собственные либретто, Верди, задумав оперу, искал волнующие сюжеты. Использованные им темы поразительно разнообразны. Героем "Риголетто" является горбатый карлик. "Травиата", написанная двумя годами позже, рассказывает о любви и смерти знаменитой куртизанки, "Дон Карлос" — об испанском принце, вступающем в конфликт с инквизицией. Многие мелодии Верди стали такими популярными, что попали в золотой фонд классики. Таковы "Большой марш" из "Аиды", который исполняется военным и духовым оркестрами, и еще более знаменитая ария "Сердце красавицы склонно к измене" из "Риголетто".
Известный итальянский оперный критик-вердиолог Дарьо Волтолини писал, что: "…в большинстве опер Верди самые драматические ситуации, где нет никакого проблеска, только смерть и безнадёжность, решаются в жизнеутверждающей мажорной форме с богатой орнаментикой и аккомпанементом типа "Ум!-ца-ца-ца-ца-ца… Ум!-ца-ца-ца-ца-ца… ". И оркестр превращается в огромную гитару . ". Эту особенность многие критики объясняют трагическими событиями, произошедшими в жизни Верди — в 1839 году у него одновременно умирают от болезни жена и двое детей. Убитый горем композитор в этот страшный период был связан контрактом написания . комической оперы.
Опера "Мнимый Станислав" была закончена в срок и поставлена на сцене "La Scala" в 1840 году, где с треском провалилась, а работа над ней оставила на психике композитора неизгладимый след, который, по-видимому, выразился в уникальной особенности его творчества — "мажор музыки в миноре жизни".
В полной мере эта особенность выразилась в опере Верди "Трубадур". С этим произведением, написанным и поставленным в 1853 году, связано много неясностей. Например, совершенно непонятно, почему для своей новой оперы, задуманной ещё в 1850 году, композитор избрал именно драму Г. Гутьереса "Трубадур", хотя раньше открыто ругал это произведение за "излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий". Стоит ли удивляться, что новую оперу потом обвинили в том же самом. На что Верди вдруг ответил: "А что, в жизни не так, что ли?".
Неумолимый рок — движущая сила этого "средневекового триллера с элементами трагической мелодрамы". Возвышенная любовь прекрасной Леоноры и таинственного трубадура рождается на фоне зловещих тайн и непримиримых противостояний. Руки Леоноры добивается граф ди Луна. Выследив влюбленных, в трубадуре он узнает своего заклятого врага — предводителя повстанцев Манрико. Одна из схваток непримиримых противников заканчивается поражением трубадура. Торжествующий граф торопится избавиться от соперника, отправляя его на костер. На фоне пылающих языков пламени он узнает страшную тайну: Манрико — его брат, когда-то похищенный цыганами за преступления своего отца.
Опера в четырёх действиях (восьми картинах) была написана всего за 29 дней.
Будучи великим музыкальным драматургом, он необычайно высоко ценил Шекспира. Но после написания ранней оперы "Макбет" (1847) он не использовал шекспировских сюжетов почти до конца своей жизни. Примерно в 1880 году он встретил Арриго Бойто, который сам был композитором и почитателем Шекспира. В нем Верди нашел идеального либреттиста, и их сотрудничество прекрасно завершило творческую деятельность Верди. "Отелло" является блестящей версией шекспировской трагедии о любви и ревности, а радостным, искристым, как шампанское, "Фальстафом" композитор простился с оперным миром. Опера, основанная на "Виндзорских проказницах", заканчивается словами: "Весь мир — шутка". Таким было последнее обращение к зрителю 80-летнего композитора.
Реферат опубликован: 5/02/2010