Страница: 2/9
Начиная с 20-х гг. 20 в. муз, культура Башкортостана вступает в новую стадию развития: активно развивается проф. музыка и художественная самодеятельность, формируется сеть муз. уч. заведений (см. Музыкальное образование). Силами проф. музыкантов и худ. самодеят-сти проводятся многочисл. концерты и муз.-театр. вечера. Башкирский передвижной театр, наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-худ. плана. В муз. оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали баш. композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнит. иск-ва в Башкортостане связано с деят-стью выдающихся баш. музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На науч. гос. основу ставится собирание и изучение нар., в т.ч. и муз.-поэтич. творчества. При Об-ве по изучению быта, истории и культуры Башкирии создается искусствоведч. секция, в к-рую входили И.В.Салтыков, Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение баш. муз. фольклора, в развитие жанров проф. музыки 20-х гг. (см. Вокальная музыка, Камерно-инструментальная музыка, Хоровая музыка).
В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ. жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще [ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос. консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш. оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш. гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф. музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек. композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш. композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по либретто С.Мифтахова.
Театр оперы и балета РБ. Город Уфа. Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.
Реферат опубликован: 14/08/2007