Страница: 3/9
В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки. В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую оценку.
Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры. На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов. Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов "Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета "Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен показ т-ва композиторов республики. Хоровая капелла РБ.
Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр. 1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова, Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой, "Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли" М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ. конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф. культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и "Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды", "В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл. жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова, Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой, Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.
Реферат опубликован: 14/08/2007