Страница: 11/12
После вступительного слова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами: насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания.
Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами «Море» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержанию, раскрывая выразительность художественных образов, музыкального языка.
Вопросы учащимся после прослушивания:
Каким было представлено море в этом произведении?
Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря?
Что сближает это произведение с живописью?
После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движение волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца - «Игра волн» - посвящена изображению стихии движения. В последней картине - «Диалог ветра с морем» - воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала.
К.Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась импрессионистическая сущность его искусства. «Море» принадлежит к числу произведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическом понимании картинности.
Далее учитель обращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своих произведениях морские пейзажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии:Сюита «Шехеразада», Вступление к опере «Садко», «Песня Варяжского гостя» Н.Римского-Корсакова, оркестровая фантазия А.Глазунова «Море» и т.д.
Целесообразно педагогу предложить сравнить «Море» К.Дебюсси с любым из вышеназванных произведений.
Такое задание заинтересует старшеклассников, активизирует их восприятие, поможет усвоить новый материал и закрепить пройденное.
В конце урока педагогу следует подвести итог всей пройденной темы - «Импрессионизм и творчество К.Дебюсси».
Домашнее задание: Проиллюстрировать симфонические эскизы К.Дебюсси «Море». Написать сочинение на тему: «Что я чувствую слушая музыку К.Дебюсси».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Таким образом, затронув вопросы импрессионизма , как важного, значимого и интересного направления в искусстве, пелагог приобщает учащихся к миру жтвописи, литературы , музыки. Знакомство с лучшими образцами этого течения повысит их образовательный уровень, расширит кругозор.
В работе затронуты лишь некоторые вопросы этого направления, так как проблемы импрессионизма достаточно сложный материал. Но тем не менее автор считает, что школьников следует приобщать к различным видам искусства, к разнообразным течениям и направлениям в музыке, литературе, живописи, и это, несомненно, даст свои плоды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - начала 20 веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.
2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:
Знание, 1986.
3. Алыпванг А. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2 - М.: Музыка, 1965.
4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Ленинград: Советский композитор, 1991.
5. Вентурин Л. От Мане до Лотрека. - Иностранная литература, 1958.
6. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I - С.Пб.; Кельна, 1995.
7. Гаккель Л. Фортепьянная музыка XX века. Очерки, 2-е издание. Л.: Советский композитор, 1990.
8. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.
9. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. - Искусство, Ленинградское отделение, 1969.
10. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. - М.: Музыка,19б5.
11. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1965.
12. Лонг М. За роялем с Дебюсси. - М.: Советский композитор, 1985.
13. Мартынов И. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1964.
14. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б.Левик. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1984.
15. Музыкальная энциклопедия. Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. Т. 2 - М.:
«Советская энциклопедия», 1974.
16. Нестьв В. На рубеже 2-х столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX - начала XX века. - М.: Музыка, 1967.
17. Нестьев Ю. История зарубежной музыки. Вып.5 - М.: Музыка, 1988.
Реферат опубликован: 31/07/2006