Страница: 9/12
Музыкальный материал: К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты», М.Равель «Игра воды».
Цель: дать учащимся целостное представление об импрессионизме.
Задачи: формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, воспитание целостного музыкального мышления на основе взаимосвязи музыки и живописи.
Содержание занятия.
Учитель начинает беседу с определения импрессионизма, рассказывает о первой выставке «независимых художников», непосредственно об ее участниках. Эти художники изобрели новый живописный метод. Важно обратить внимание на то, что они были своего рода революционерами в живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмом в искусстве. Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов.
Вопросы учащимся:
Что необычного в живописи импрессионистов? Какие живописные жанры привлекали художников-импрессионистов?
Чем привлекает нас их искусство?
Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?
Учитель может предложить учащимся следующие творческие задания: сравнить фотографию Руанского собора и картину К.Моне «Руанский собор в полдень» или «Руанский собор вечером». Определить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.
После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об импрессионизме в музыке и его виднейшем представителе К.Дебюсси.
Учитель предлагает прослушать произведение К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты».
Задание: обсудить название прослушанного произведения.
Примерные вопросы:
Какой характер этого произведения?
Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
Что необычного в этой музыке?
Почему это произведение мы называем импрессионистическим?
Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов?
В беседе о музыкальном импрессионизме педагогу следует особое внимание уделить импрессионистической гармонии. Тому,что представляют собой эти «странные» созвучия.
Учитель предлагает прослушать произведение М.Равеля «Игра воды».
Задание: Дать название прослушанной музыке.
Примерные вопросы:
Какой образ или образы возникали при прослушивании музыки?
Импрессионистична ли эта музыка? Почему?
Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытия образа?
Что интересного и необычного вы услышали в этом произведении?
После анализа музыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного и музыкального импрессионизма. Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих своё мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урока следует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенности этого течения.
Примерные вопросы для закрепления материала урока:
О чём мы говорили на этом занятии?
Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали?
Что нового вы узнали на этом уроке?
Домашнее задание (письменно):
Краткая биография К.Дебюсси.
Занятие №2.
Тема: Импрессионизм и фортепьянное творчество К.Дебюсси.
Наглядные пособия: Портрет К.Дебюсси, репродукции картин К.Моне «Пляж в Сент-Адрессе», Э.Дега «Голубые танцовщицы», О.Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари».
Музыкальный материал: К.Дебюсси, прелюдии - «Паруса», «Менестрели», «Фейерверк», «Дельфские танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна».
Цель: Познакомить учащихся с фортепьянным творчеством К.Дебюсси.
Задачи: Формирование определённых художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.
Содержание занятия: В начале занятия для лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлой беседы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможет закрепить его.
Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:
О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии? Где и когда оно зародилось?
Какие характерные черты и особенности импрессионизма?
Назовите основных представителей художественного импрессионизма?
Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того как ученики ответили на эти вопросы, можно переходить непосредственно к новой теме:
- Последние десятилетия 19 и начало 20 века - это период интенсивного развития французской фортепьянной музыки. Характерным для французской фортепьянной музыки в те годы было перерастание романтического искусства в импрессионизм.
После обозрения данной эпохи учащимся предлагается ответить на вопросы:
Каких композиторов-романтиков вы знаете?
Назовите их произведения?
Что характерно для музыки романтизма?
В чем отличие романтизма от импрессионизма?
После обсуждения ответов учеников педагог переходит к рассказу об особенностях фортепьянного творчества К.Дебюсси. Следует обратить внимание детей на то, что хотя К.Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Важно отметить и то; что К.Дебюсси был одним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений как «Сады под дождем» из «Эстампов» для фортепьяно, а также в прелюдиях:
Реферат опубликован: 31/07/2006