П.И. Чайковский

Страница: 1/2

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Ч

айковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье ди­ректора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окру­жающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глу­бо­кой привязанностью к родине впитал в себя народные песни. Последующие влия­ния западноевропейской музыкальной культу­ры не изгладили в Чай­ков­ском этих запавших в его душу первых впе­чат­лений.

В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: ро­ди­тели отдали его в привелигерованное учебное заведение - в Училище пра­во­ведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 го­ду. Но чиновничья карь­ера и пустая светская жизнь не прельщали Чай­ков­ско­го. В 1862 году он пос­тупил в Петербургскую кон­сер­ва­то­рию, только что основанную благодаря иск­лючительной энергии и ор­га­ни­за­торскому таланту великого музыканта-об­щест­венника Антона Гри­горьевича Рубинштейна. Окончив блестяще Пе­тер­бург­скую кон­сер­ва­торию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и пре­подавал теорию музыки в Московской консерватории.

В течение десятилетия, не отрываясь от педагогической ра­боты, Чай­ковский создал ряд выдающихся произведений во всех жанрах музыки. Са­мые знаменитые из произведений этой поры: первые три симфонии, увер­тю­ра "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру), Первый струнный квартет, опера "Оприч­ник", музыка к сказке Островского "Снегурочка" и поэма-фантазия для ор­кестра "Буря" (по Шекспиру). В своей первой симфонии Чайковский тонко за­печатлел картины русского пейзажа. Во второй симфонии особенно за­ме­ча­тельна последняя часть с широко развернутыми плясовыми жанровыми сценами.

В 1874 году Чайковский сочиняет Первый концерт для фор­те­пиа­но с оркестром - произведение неисчерпаемой мелодической свежести и щед­рости, как и опера “Кузнец Вакула”, написанная в том же году. В 1875 го­ду появляется мелодичнейший романтический балет “Лебединое озеро” с изу­мительными лирическими вальсами. В1876 году Чайковский создаёт на ос­нове эпизода из величавой поэмы Данте “Божественная комедия” потря­сающую по выразительности, страстности и яркости мыслей поэму о че­ло­ве­чес­кой любви - “Франческа да Ремини”. Годом позже Чайковский начал ра­бо­ту над поэтичнейшей из своих опер - “Евгений Онегин” и над Четвёртой сим­фо­нией, но завершил эти вещи уже за границей, в Швейцарии, после пе­ре­ры­ва, вызванного нервным заболеванием.

Жизнь Чайковского в дальнейшем - это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался ком­позиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

История и процесс создания “Евгения Онегина” довольно неясны. Пред­варительных эскизов, по-видимому, не сохранилось. Жизнеспособность “Ев­гения Онегина” обусловлена тем, что Чайковский нашёл обоб­щест­вляющие сочетания звуков такого качества, какие отвечали всецело и от­ве­чают до сих пор самым желанным, самым волнующим лирическим ин­то­на­циям множества людей, миллионов слушателей, ибо не только в сюжете тут де­ло и не в популярности пушкинского романа. Процентное соотношение меж­ду читателями романа и слушателями музыки “Евгения Онегина” будет не в пол­ьзу романа: слушателей окажется больше.

Слушание “Евгения Онегина” русским обществом началось с уче­ни­ческого спектакля Московской консерватории 17 марта 1879 года, шед­ше­го под управлением директора консерватории Н.Г. Рубинштейна. Спектакль проис­ходил в Малом театре. Только в 1884 году, 19 октября, “Евгений Оне­гин” дождался постановки в петербургском Большом театре.

Суммируя отзывы прессы и критики, солидной и несолидной, мож­но принять за основной тон отношение к “Евгению Онегину” как к яв­ле­нию переходящему, без серьёзного в него вникания, а только иногда с по­ка­зан­ным видом серьёзности, но при этом с позой обиды за Пушкина. Была своего рода мода защищать пушкинский роман от посяганий композитора. Но пуб­лика не обращала ни какого внимания на предостережения “судей вы­со­кой вкусовой квалификации” и выказывала своё чуткое, лирически-лю­бов­ное отношение к “Евгению Онегину” Чайковского все сильнее и сильнее, при­том повсеместно и не зависимо от качества исполнения.

Реферат опубликован: 31/08/2008