П.И. Чайковский

Страница: 2/2

“КУЗНЕЦ ВАКУЛА” и ”ЧЕРЕВИЧКИ”

Опера “Кузнец Вакула” была написана и оркестрована в иск­лю­чи­тель­но короткий срок - в течение лета 1874 года (закончена 21 августа 1874 го­да). Такая быстрота была вызвана тем, что композитор спешил закончить опе­ру к конкурсу, ошибочно полагая, что срок подачи истекает осенью того же года. На самом деле конкурс состоялся годом позже!

Первоначально либретто “Кузнеца Вакулы” было заказано для А.Н. Серова, который не успел написать задуманную им оперу. После смерти Се­рова Русское музыкальное общество объявило конкурс на сочинение опе­ры по либретто в стихах Я. Полонского, согласно повести Гоголя “Ночь перед рож­деством”. Чайковский получил первую премию.

Премьера оперы состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 года. “Куз­нец Вакула” был поставлен очень тщательно, декорации оказались пре­вос­ходными, исполнение вызвало полное одобрение композитора. Опера сде­лалась репертуарной: в течение 1876-1880 годов состоялось семнадцать пред­ставлений.

Двойственная оценка “Кузнеца Вакулы” навеяла композитора на мысль внести исправления и дополнения в партитуру. Свою новую редакцию “Куз­неца Вакулы” Чайковский закончил 22 марта 1885 года, после месяца ра­бо­ты. Изменения, внесённые композитором, довольно многочисленны, но не ме­няют по существу ни замысла, ни построения оперы. Тем не менее, Чай­ков­ский дал опере во второй редакции новое название - “Черевички”. С тех пор сценическая жизнь “Кузнеца Вакулы” прекратилась навсегда.

Первое исполнение “Черевичек” состоялось 19 января 1887 года в Мос­ковском Большом театре под управлением автора. Это было первое выс­тупление Чайковского за дирижёрским пультом. Опера “Черевички” проч­но вошла в репертуар многих театров и до наших дней пользуется большой по­пулярностью.

Главный герой спектакля Чайковского - народ, а действующие ли­ца несложной и забавной гоголевской “истории с мифологией” глубоко на­род­ны. В сюжетной интриге, центром которой являются Вакула и Оксана, при­нимают активное участие все народные персонажи оперы. У Вакулы, как и у Оксаны, большая и красивая вокальная партия. Но у него она фактически за­канчивается во второй картине второго акта оперы, а в двух последних ак­тах, когда он отправляется за черевичками, возвращается с ними и дарит их Ок­сане, одним словом, когда он идёт верным путём к своему долгожданному счас­тью, именно тогда его партия становится совершенно незначительной, раст­воряясь в народных сценах последнего акта. Его возвращение в Ди­кань­ку не сопровождается любовным дуэтом. Композитор прекращает его из­лия­ния к Оксане и торопится передать функцию завершения оперы хору коб­за­рей, олицетворяющему народ.

Едва ли можно назвать другую оперу Чайковского, где была бы та­кая масса народных хоров и народных образов, такое обилие бытовых сцен. В этом смысле опера “Черевички” занимает в наследии композитора со­вершенно особое место. В “Черевичках” целые сцены и даже целая кар­ти­на оперы представляет венок народно-песенных и танцевальных номеров. В этом смысле опера разрабатывает на украинском материале народные эле­мен­ты опер Глинки.

Реферат опубликован: 31/08/2008