Страница: 2/2
“КУЗНЕЦ ВАКУЛА” и ”ЧЕРЕВИЧКИ”
Опера “Кузнец Вакула” была написана и оркестрована в исключительно короткий срок - в течение лета 1874 года (закончена 21 августа 1874 года). Такая быстрота была вызвана тем, что композитор спешил закончить оперу к конкурсу, ошибочно полагая, что срок подачи истекает осенью того же года. На самом деле конкурс состоялся годом позже!
Первоначально либретто “Кузнеца Вакулы” было заказано для А.Н. Серова, который не успел написать задуманную им оперу. После смерти Серова Русское музыкальное общество объявило конкурс на сочинение оперы по либретто в стихах Я. Полонского, согласно повести Гоголя “Ночь перед рождеством”. Чайковский получил первую премию.
Премьера оперы состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 года. “Кузнец Вакула” был поставлен очень тщательно, декорации оказались превосходными, исполнение вызвало полное одобрение композитора. Опера сделалась репертуарной: в течение 1876-1880 годов состоялось семнадцать представлений.
Двойственная оценка “Кузнеца Вакулы” навеяла композитора на мысль внести исправления и дополнения в партитуру. Свою новую редакцию “Кузнеца Вакулы” Чайковский закончил 22 марта 1885 года, после месяца работы. Изменения, внесённые композитором, довольно многочисленны, но не меняют по существу ни замысла, ни построения оперы. Тем не менее, Чайковский дал опере во второй редакции новое название - “Черевички”. С тех пор сценическая жизнь “Кузнеца Вакулы” прекратилась навсегда.
Первое исполнение “Черевичек” состоялось 19 января 1887 года в Московском Большом театре под управлением автора. Это было первое выступление Чайковского за дирижёрским пультом. Опера “Черевички” прочно вошла в репертуар многих театров и до наших дней пользуется большой популярностью.
Главный герой спектакля Чайковского - народ, а действующие лица несложной и забавной гоголевской “истории с мифологией” глубоко народны. В сюжетной интриге, центром которой являются Вакула и Оксана, принимают активное участие все народные персонажи оперы. У Вакулы, как и у Оксаны, большая и красивая вокальная партия. Но у него она фактически заканчивается во второй картине второго акта оперы, а в двух последних актах, когда он отправляется за черевичками, возвращается с ними и дарит их Оксане, одним словом, когда он идёт верным путём к своему долгожданному счастью, именно тогда его партия становится совершенно незначительной, растворяясь в народных сценах последнего акта. Его возвращение в Диканьку не сопровождается любовным дуэтом. Композитор прекращает его излияния к Оксане и торопится передать функцию завершения оперы хору кобзарей, олицетворяющему народ.
Едва ли можно назвать другую оперу Чайковского, где была бы такая масса народных хоров и народных образов, такое обилие бытовых сцен. В этом смысле опера “Черевички” занимает в наследии композитора совершенно особое место. В “Черевичках” целые сцены и даже целая картина оперы представляет венок народно-песенных и танцевальных номеров. В этом смысле опера разрабатывает на украинском материале народные элементы опер Глинки.
Реферат опубликован: 31/08/2008