Страница: 1/9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5
Особенности организации самодеятельного хора 6
Материально-техническая база и основные фонды. 6
Реклама и информация 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9
Руководитель хора как генератор традиций 9
Организация занятий и методы разучивания репертуара 9
Педагогическое значение хорового распевания 10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11
"Педагогика сотрудничества" 13
Психолого-педагогические особенности расположения хора 14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19
Виды и особенности концертных выступлений 20
ВЫВОДЫ 21
Использованная литература и источники 23
ВВЕДЕНИЕ
"Идите в хоры и обретёте гармонию"
(Роберт Шоу)
В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:
хорового творчества (создание репертуара);
хорового исполнительство (реализация репертуара);
хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.
Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".
Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.
Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию.
Реферат опубликован: 1/02/2009