Психолого-педагогические и организационные основы функционирования

Страница: 1/9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5

Особенности организации самодеятельного хора 6

Материально-техническая база и основные фонды. 6

Реклама и информация 7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9

Руководитель хора как генератор традиций 9

Организация занятий и методы разучивания репертуара 9

Педагогическое значение хорового распевания 10

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11

"Педагогика сотрудничества" 13

Психолого-педагогические особенности расположения хора 14

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16

"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19

Виды и особенности концертных выступлений 20

ВЫВОДЫ 21

Использованная литература и источники 23

ВВЕДЕНИЕ

"Идите в хоры и обретёте гармонию"

(Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:

хорового творчества (создание репертуара);

хорового исполнительство (реализация репертуара);

хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".

Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию.

Реферат опубликован: 1/02/2009