Страница: 5/9
Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором зависит от правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная их разработка определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа работы над произведением и составления тщательного и хорошо продуманного плана работы. "Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину, — пишет П.Г.Чесноков в своём бестселлере "Хор и управление им" — .нельзя учить других тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера".
Начинать работу над новым произведеньем целесообразно с общего знакомства с ним артистов хора. Формы знакомства с новым произведением могут, быть разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать его в записи. Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко остановившись на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придется преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное — заинтересовать участников хора новой работой.
Методы работы над репертуаром — повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей и всего произведения.
План работы хормейстера над каждым произведением включает в себя ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора вплоть до полного его освоения. Художественному совершенствованию исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого произведения должны иметь определенные границы. Для разучивания произведение следует разделить на несколько частей. Очередность их разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над произведением с его начала. Обычно на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью произведений, неодновременностью включения их в репетиционный процесс. Поэтому на каждой репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными задачами в работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая рабочая репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный характер их решения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и четко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.
Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания — процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов, приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с хором.
"Педагогика сотрудничества"
Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально, энергично, но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер, работая с самодеятельным хором, обязан всегда помнить, что он занимается с людьми, добровольно и бескорыстно отдающими свое время любимому искусству.
В работе с хором недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную репетиционную работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя самодеятельного хора — "Старший среди равных". При этом в деятельности хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.
Психолого-педагогические особенности расположения хора
Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного расположения его участников на репетициях и концертной эстраде.
В самодеятельных хорах участвуют певцы, имеющие не только различные вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в хоре. Помимо этого они различаются по возрасту, образованию, роду основной трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и культурному уровню. Успех репетиционной работы хорового коллектива определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении певцов внутри каждой хоровой партии. Непонимание руководителем исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне "личного пространства" друг друга. "Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не следует сажать их в один ящик", — пишет Роберт Шоу в соей педагогической монографии "Хор. Маленькие инструкции". Безусловно, маэстро утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях.
Реферат опубликован: 1/02/2009