Страница: 2/6
3) Юношество.
а) Первые произведения.
Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года. Он изучал гармонию и контрапункт, и Сальери вскоре объявил, что ученик знает все, что необходимо знать про музыку. К этому времени некоторые из его песен были уже опубликованы. В 1813 г. он создал свою первую симфонию и к 17 годам продолжал производить новую симфонию каждый год.
б) Разногласия с отцом.
С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.
в) Разрыв с Конвиктом.
Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчемной, иссушающей сердце и ум зубрежке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради нее.
28 октября 1813 года он закончил свою первую симфонию ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: "Окончание и конец". Окончание симфонии и конец конвикту.
4)Расцвет творчества.
а) Преподавание в приходской школе.
Отец Шуберта, женившись во второй раз, убедил Франца поработать в его школе. Шуберт преподавал там три года, хотя чувствовал отвращение к этой работе и мало зарабатывал. Он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. В это время в Вене последним криком моды был Россини, и Шуберт попытался последовать его рецепту успеха, сочиняя оперы. Но его творения стали полными провалами, самое удачное шло лишь 12 дней. Шуберт осознал, что его таланты лежат в другом направлении - в сочинении музыки для домашнего прослушивания. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепьянные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни "Розочка", "Маргарита за прялкой", "Лесной царь".
б) "Лесной царь"
"Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души. "Лесной царь" - драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.
Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения.
"Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова".
"Лесной царь" – драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребенком через недобрый сказочный лес. Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, то передает бешеный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Важную роль в балладах, романсах, песнях играют картины природы. Порывистая, взволнованная мелодия романса «Приют» рождает образ беспокойных кипучих волн, за которыми угадывается мятежная и мятущаяся душа романтических героев.
в) Шуберт оставляет школу.
Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим. В 1816 г. Шуберт окончательно бросил отцовскую школу и подал прошение о должности музыкального директора в Лайбахе, но так как Сальери не поддержал его просьбу, он не смог занять этот пост. Вскоре, однако, он получил 100 флоринов за кантату Прометей, к нашим дням утерянную. Это в первый раз ему платили за композицию.
Реферат опубликован: 18/01/2010