Страница: 5/6
8)Последние годы жизни.
а) Упадок сил.
В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: " .я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете ." Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием "Зимний путь".
б) "Зимний путь" и последние произведения.
Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки.
"Зимний путь" - это хождение по мукам. И лирического героя, и автора. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства.
Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей. Раскрыла их сердца потоку чувств, устремившихся из его сердца. Считают, что именно находясь в таком унылом настроении, он написал два отделения своей изумительной Восьмой или "Неоконченной" симфонии (Шуберт отложил ее партитуру в сторону и написал "Фантазии бродяги" для фортепьяно), изданной лишь через 40 лет. Оставшиеся композитору годы были тяжелыми. Он так и не добился сколько-нибудь значительного гарантированного дохода от издателей или прибыльной музыкальной должности. Когда он чувствовал себя хорошо, то писал так же быстро, как и раньше, сочинив некоторые из своих самых удачных произведений. Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал музыку к Розамунде, Fierabras и первый из своих песенных циклов, Die schoene Muellerin ("Прекрасная мельничиха"). Его письма этого времени пронизаны отчаянием, хотя в его последние годы увидели свет некоторые экстраординарные работы, среди которых Большая До-мажорная симфония 1825-26 гг., которая считалась неиграбельной, пока Мендельсон не нашел партитуру и не представил ее в 1839 г. в Лейпциге. В 1827 г. появились два Фортепьянных трио. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства. Через год появились три поздних фортепьянных сонаты и часто исполняемый Струнный квартет C. Другие 14 песен позже были собраны вместе в цикл, озаглавленный Schwanengesang ("Лебединая песнь").
в) Первый концерт.
В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принес композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными.
9) Смерть Шуберта.
Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали.
Шуберт жил в Вене в одно время с великим Бетховеном, преклонялся перед силой его таланта, наблюдал за ним издалека, но так и не рискнул познакомиться. Лишь незадолго до смерти секретарь Бетховена показал ему несколько шубертовских пьес и поинтересовался мнением композитора. «Поистине в этом Шуберте живет искра Божия », - был ответ.
Шуберт был похоронен на кладбище Веринг, рядом с Бетховеном, на похоронах которого в минувшем году он нес факел.
Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту:
Смерть похоронила здесь богатое сокровище,
Но еще более прекрасные надежды.
Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.
10) Вывод.
Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.
В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эти неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в искусстве, где в те годы возникает целое направление - романтизм. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.
Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепианной миниатюры. Он считается одним из величайших мелодистов в истории мирового искусства.
Искренность, человечность, мелодичность песен, глубокое проникновение в сокровенный мир душевных состояний завоевали известность «маленьким шедеврам» музыканта. Невозможно не поддаться очарованию любовной серенады или забавной зарисовки о сверкающей на солнце серебристой форели.
Реферат опубликован: 18/01/2010