Русская музыка в конце XVIII столетия

Страница: 1/7

План.

Введение

Музыкальная культура и быт

Основные проблемы музыкально-исторического развития.

Музыкальная жизнь. Театр.

Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.

Формирование русской национальной композиторской школы.

Народная песня.

Опера XVIII века.

Хоровая музыка.

Камерные жанры.

4. Заключение

Введение

1. Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования и развития русской музыкальной культуры.

2. Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевой эволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальной культуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительского искусства.

3.Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы. Ее рождение в последней трети века было обусловлено активизацией демократических национальных сил во всех сферах русской культуры и искусства и протекало при обострении социальных противоречий в недрах абсолютистско-дворянского строя.

2. Музыкальная культура и быт.

2.1 Основные проблемы музыкально-исторического развития.

1. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже

XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся

В литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

2. О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот

факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит

из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни

русского общества, осуществленными в

эпоху Петра I.

3. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Реферат опубликован: 29/07/2009