Страница: 4/7
А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.
В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.
Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.
Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.
Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни
создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.
К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства,
оперного театра, концертной жизни. Но самым важным и самым почетным завоеванием русской музыкальной культуры XVIII века явилось создание своей творческой традиции - рождение национальной композиторской школы[Х1] .
3. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.
3.1 Формирование русской национальной композиторской школы.
Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.
Это не было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в конце XVIII века весь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигами ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Её идейной вершиной явилось творчество Радищева, определившее великое историческое значение этой переломной эпохи.
К передовому направлению русской литературы близко примыкает русская композиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она сложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим принципам. Её демократические тенденции во многом определялись близостью самих композиторов к народной среде.
Деятельность всех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающего бесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самые талантливые из них, как, например, Фомин, влачили существование людей, с трудом добывающих кусок хлеба своим искусством.
Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы
XVIII столетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку
установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и "западного".
Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым создателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, и надлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития и приобщить её к достижениям мировой культуры. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или чешской школы, а главное - классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо.
Реферат опубликован: 29/07/2009