Страница: 7/8
Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй - на четвертой минуте, последний - после окончания урока.
Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие.
Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера.
В протоколе фиксируется все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.
Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус».
После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия.
Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).
Общая сумма времени, затраченного рационально Х 100%
плотность =
урока 45 минут (время урока)
Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий , постановку задач, сообщение следующего задания и др.
Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность.
Моторная Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100%
плотность =
урока 45 минут (время урока)
Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.
В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности учителя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 % , в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям.
Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.
Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:
Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество детей.
Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.
Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх - мячами, на соответствующих уроках - лыжами, коньками, клюшками и др.
Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.
Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.
Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.
Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.
Широкое использование дополнительных заданий.
После окончания урока величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний или после него следует большая перемена.
Реферат опубликован: 13/06/2006