Страница: 1/4
Большинство советских людей, встретивших антиалкогольную кампанию в 1985 г., родилось и выросло в условиях жестокой тоталитарной системы, десятилетиями подавлявшей инакомыслие и воспитывавшей верность и послушание режиму. Активное противодействие властям случалось, но захватывало единицы, иногда десятки, редко сотни людей.
Не то было с антиалкогольной компанией. Только во второй половине 1985 г. «за распитие алкогольных напитков на производстве и пребывание на рабочих местах в нетрезвом состоянии» задержано 507 тыс. человек. Число людей, привлекаемых к ответственности за самогоноварение, почти удваивается ежегодно, достигло 397 тыс. в 1987 г. В следующем году их было 414тыс. человек. Общее число зафиксированных нарушителей антиалкогольного законодательства в СССР превышало 10 млн. человек в год. Неучтенных нарушителей было еще больше.
Легальное противодействие выразились километровыми или полусуточными очередями за спиртным. Тысячи людей в стране стояли в очередях иногда ночью и на морозе. Ошибочно было бы думать, что очереди состояли только или в большинстве из алкоголиков и тяжелых пьяниц.
Эти крайние формы подвижничества на пути к алкоголю подводят к вопросу, чем же привлекают спиртные напитки? Что толкало миллионы людей на противостояние политике государства? И почему это противостояние оказалось победным? Конечно, государство было уже не то, оно не было готово расстреливать людей за массовое не послушание. Но главное в другом, в причинах, толкающих людей к выпивке или пьянству.
Самым простым было бы связать российское потребление спиртного с обычаями и традициями. Спору нет, традиции консервативны, они многое объясняют в этом явлении. Но не все. Если пьянство увеличивается, если растет потребление алкоголя, значит, помимо традиций включаются новые факторы, идущие вразрез с традициями употреблять спиртные напитки в прежних количествах.
Во второй половине ХХ века рост потребления алкоголя был повсеместным, а его последствия стали глобальной проблемой, несмотря на существенное различие социальных и экономических условий в различных странах и регионах мира. Это говорит о наличии общих причин этого феномена, хотя у разных стран и социальных групп могут быть свой специфические стимулы потребления. Что же это за причины и почему они связаны именно с алкоголем? Ясно что социальные предпосылки пьянства не должны заслонять личную ответственность пьяницы, но эти предпосылки важно знать, чтобы не ошибиться в антиалкогольной политике.
Начать стоит с самого простого, с психоактивных свойств алкоголя - его способности изменять психические функции. В этом отношении действие алкоголя многогранно, но повышение настроения, возникновение позитивных эмоций, эйфоризирующий эффект является ведущим. Другое важное свойство алкоголя - устранение эмоционального напряжения. Благодаря этим свойствам алкоголь позволяет легко расслабиться и быстро мобилизоваться.
Другие психотропные свойства алкоголя - производные от этих двух: эйфоризирующего и транквилизирующего. Это повышение самооценки, психологическая редукция сложности реальных проблем, мнимое удовлетворение потребностей. В действии алкоголя очень важно устранение проблем в общении, облегчение контактов («коммуникативный допинг») за счет эйфории и подавления индивидуальности, отчуждения человека от самого себя.
Современная цивилизация, в которой потребности людей растут быстрее возможности их удовлетворить, вынуждена прибегать к так называемому «символическому потреблению» (например, порнография - знак и заменитель секса). При этом алкоголь расширяет возможности такого символического потребления, обладания и благополучия. Опьянение помогает создать более благоприятный образ собственного «Я», наконец способствует мифотворчеству, которое всегда было важным элементом существования.
Эти и многие другие свойства алкоголя позволяют так деформировать восприятие действительности, что это создает иллюзию соответствия желаемого и действительного, то есть иллюзию счастья. Переживаемые при этом положительные эмоции часто оставляют глубокий след в виде неопределенных, но расплывчатых и приятных воспоминаний (тривиальное «хорошо посидели»).
Важно еще раз подчеркнуть и отдавать себе отчет в том, что алкоголь является замечательным психотропным веществом, сочетающим в себе способность повысить настроение ( эйфоризирующий эффект), снять плохое настроение (антидепрессивный эффект) и ликвидировать психическое напряжение (транквилизирующий эффект). Эти свойства алкоголя наряду с низкой стоимостью сделали бы его идеальным психотропным препаратом для широкого использования, если бы не способность этанола снижать социальный контроль, а при регулярном употреблении вызывать зависимость и невосприимчивость к опьяняющему действию. Первое из этих трех зловещих свойств порождает многочисленные конфликты, второе приводит к развитию алкоголизма.
Реферат опубликован: 6/05/2007