Страница: 4/4
Реализация этой потребности зависит от многих обстоятельств, но основным является микросоциум, его установки и обычаи в решении конфликтных ситуаций. Вот тут-то и могут сыграть роковую роль питейные традиции общества, экономическая состоятельность и цены на спиртные напитки, их соотношение с ценами на другие продукты и товары, т.е. вся совокупность элементов алкогольной ситуации, которая регулирует потребление. Иначе говоря, потребность общества в алкоголе - величина переменная, интегрально отражающая многие социально-психологические условия. И это базисная данность алкогольной ситуации. Но это не значит, что существуют факторы, в частности, политические, которые могут сдвигать реализацию потребности в ту или другую сторону.
Возвращаясь к главной мысли, нужно повторить, что потребление алкоголя служит индикатором неблагополучия, слабости адаптационных механизмов личности или общества. Правда, этот «индикатор» не остается нейтральным в отношении микро- и макросоциума. Он сам выступает как мощный деградационный фактор. Но здесь хотелось бы подчеркнуть именно индикаторную роль алкоголя.
Однако простое сопоставление литров выпиваемого алкоголя с «килограммами» неблагополучия было бы неверным. Хотя бы потому, что в разных странах и регионах это неблагополучие выступает в разных формах, а алкоголь в качестве их иллюзорного эквивалента универсален.
Уже отмечалось, что в некоторых странах Африки стоимость спиртных напитков сравнима с высокой стоимостью воды. В развитых же капиталистических странах цена крепкого спиртного сопоставима по стоимости с парой обуви. У нас бутылка водки во много раз дешевле пары обуви, что делает водку более доступной. Иначе говоря, тысяча рублей, истраченная на спиртное, у нас скорее доставит положительные эмоции, чем при покупке обуви, одежды.
Учитывая все это, приходится сказать, что вероятно существует некий уровень потребления алкоголя, который, скрепя сердце, можно назвать «оптимальным». Такой уровень потребления определяется равновесием между негативными последствиями алкоголизации и социально-психологическим неблагополучием в стране, провоцирующим алкогольную потребность.
Очевидно, что быстрое (почти на 25% в год) снижение продажи алкоголя во время компании нарушило этот «оптимум». Такой эксперимент привел к грустным последствиям: резкому росту самогоноварения и токсикомании. Увеличилось потребление эйфоризирующих веществ. И хотя 11тыс. отравившихся «химией» в 1987г. меньше, чем за 38,5 тыс. погибших от отравления алкоголем в 1984 г., такая динамика не может удовлетворить.
Вероятно, пришло время научно определить оптимальный уровень потребления алкоголя для страны в целом и отдельных ее регионов, исходя из конкретных условий. Для этого на одну чашу весов нужно положить смертность от алкогольного травматизма и отравлений, алкогольные психозы, преступность на почве алкоголя, самогоноварение, токсикоманию, нелегальную продажу алкоголя и наркотиков. При этом необходимо учесть число лиц, занятых однообразным ручным трудом, имеющих плохие жилищные условия, низкие заработки и другие показатели неблагополучия социальной среды, актуализирующие потребность в алкоголе.
Задача определения оптимума состоит в том, чтобы свести к минимуму груз на чаше, оперируя не только общим количеством производимого алкоголя, но и ассортиментом напитков, а также и их ценой, которая должна определяться не «на глазок», а в соотношении с ценами на другие товары и их доступностью. Задача по сути дела, сводится к построению многомерной модели для всей страны и отдельных регионов.
Сомнительно, чтобы сейчас нашлись в стране заинтересованные силы и свободные средства для такой научной разработки. Скорее можно ожидать вмешательство политики для нейтрализации некоторых алкогольных проблем. Но и при этом необходимо учитывать, что значительная часть потребляемого в государстве алкоголя «обслуживает» потребностную сферу населения. А поэтому невозможно планировать как быстрое снижение потребления, так и скорое разрешение алкогольных проблем. На этот раз необходима длительная и кропотливая работа.
Реферат опубликован: 6/05/2007